Дифференциация как один из базовых механизмов освоения языка
- Авторы: Доброва Г.Р.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 14, № 4 (2023): МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
- Страницы: 1036-1049
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323617
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1036-1049
- EDN: https://elibrary.ru/EWLNPZ
- ID: 323617
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В процессе речевого онтогенеза различные механизмы освоения языка играют разную роль. Можно выделить как базовые, так и вспомогательные механизмы. К базовым механизмам предлагается относить генерализацию, дифференциацию и имитацию. Роль дифференциации в речевом онтогенезе весьма существенна, причем особую роль этот механизм играет при освоении языка мальчиками, в первую очередь - экспрессивными. Исследование базируется на записях спонтанной речи детей раннего возраста, а также на данных эксперимента. Основная часть исследования базируется на данных эксперимента с 16-ю детьми - 8-ю референциальными (4 девочки и 4 мальчика) и 8-ю экспрессивными (4 девочки и 4 мальчика). В результате, в отличие от предыдущих исследований, сделан вывод об отсутствии четких доказательств того, что роль дифференциации в речевом онтогенезе экспрессивных детей существенно более значима, чем ее роль в речевом онтогенезе референциальных детей. При этом подтверждено сделанное ранее предположение, что дифференциация более значима для мальчиков, чем для девочек. Полученные результаты предложено интерпретировать следующим образом: к генерализации как самому основному, базовому механизму освоения языка больше способны референциальные дети, причем в первую очередь - девочки. При этом на дифференциацию склонны опираться все дети - и референциальные, и экспрессивные, однако меньшая, чем у референциальных, способность опираться на генерализацию у экспрессивных детей приводит к тому, что они (в особенности - экспрессивные мальчики) вынуждены опираться на один из двух остальных базовых механизмов освоения языка - на дифференциацию либо на имитацию. Поскольку же дифференциация - более базовый, чем имитация, механизм освоения языка, опора на неё у экспрессивных детей особенно значима. Поэтому опора на дифференциацию, при недостаточной способности опираться на генерализацию, играет особо значимую роль в процессе речевого онтогенеза экспрессивных детей, причем в первую очередь - мальчиков.
Об авторах
Галина Радмировна Доброва
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: galdobr@peterlink.ru
ORCID iD: 0000-0001-8007-1973
SPIN-код: 5025-4952
Scopus Author ID: 57209316374
ResearcherId: C-3837-2018
доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка
191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48Список литературы
- Dobrova, G.R. (2017). Basic and Additional Mechanisms of Language Acquisition in the Aspect of Variability of Speech Ontogenesis. In: Acta Linguistica Petropolitana. Proceedings of the Institute of Linguistic Research of the Russian Academy of Sciences, XIII (3), 651–679. (In Russ.).
- Dobrova, G.R. (2018). Variability in Children’s Language Acquisition. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).
- Sizova, O.B. (2017). On the Question of the Hierarchy of Speech Mechanisms. In: ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Proceedings of the Institute of Linguistic Research of the Russian Academy of Sciences, XIII (3), 740–773. (In Russ.).
- Slobin, D.I. (1974). Cognitive Prerequisites for the Development of Grammar. In: Psycolingustics. Moscow: Progress. pp. 143–207. (In Russ.).
- Voeikova, M.D. (2011). Mastering the First and Second Languages: Similarities and Differences. In: The Path to Language: Monolingualism and Bilingualism. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury. рр. 11–32. (In Russ.).
- Dobrova, G.R. (2003). Ontogenesis of Personal Deixis (Personal Pronouns and Kinship Terms). Saint Petersburg: RGPU n.a. A.I. Gertsen publ. (In Russ.).
- Chiat, S. (1981). Context-specificity and generalization in the acquisition of pronominal distinctions. Journal of Child Language, 8(1), 75–91.
- Chiat, S. (1986). Personal pronouns. In: Language acquisition (studies in first language development), Fletcher, P. & Garman, M. (eds). Cambridge. pp. 339–355.
- Charney, R. (1980). Speech roles and the development of personal pronouns. Journal of Child Language, 7(3), 509–528.
- Tribushinina, E., Voeikova, M.D. & Noccetti, S. (2015). Semantics and morphology of early adjectives in first language acquisition. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ.
- Shabes, V.Ya. (2011). Continuo-discrete Representation of Value Concepts. Problems of Socio- and Psycholinguistics, Iss. 15. Perm Sociopsycholinguistic School: Ideas of Three Generations, 46–74. (In Russ.).
- Nelson, K. (1973). Structure and strategy in learning to talk. In: Monographs of the Society for Research in Child Development, 149, 38 (3–4), 1–135.
- Nelson, K. (1981). Individual differences in language development: implications for development and language. In: Developmental psychology, 17 (2), 170–187.
- Bates, E., Bretherton, I. & Snyder, L. (1988). From first words to grammar. Individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge: Cambridge University Press.
- Dobrova, G.R. (2000). Сhildren’s Mastering of Personal Pronouns: Ontogenesis of Personal Deixis. Child’s speech: early stages, 1, 115–146. (In Russ.).
- Dobrova, G.R. (2009). On the Variability of Speech Ontogenesis: Referential and Expressive Strategies of Language Acquisition. Questions of Psycholinguistics, 9, 53–70. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. (2006). Classification of Children’s with General Speech Underdevelopment Speech Errors. Speech therapist, 1, 26–36. (In Russ.).
- Ovchinnikova, I.G. (2005). Individual Variability of Children’s Narratives as a Reflection of Differences in Language Acquisition Styles. Merlin Readings: Materials of the Interregional Conference, 1, 172–178. (In Russ.).
- Cejtlin, S.N. (2000). Language and child: ontolinguistics. Moscow: VLADOS. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. (2014). Formation of an Individual Language System of a Child: Early Stages: Monograph. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).
Дополнительные файлы
