Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников
- Авторы: Елисеева М.Б.1, Вершинина Е.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук
- Выпуск: Том 14, № 4 (2023): МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
- Страницы: 1050-1066
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323618
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066
- EDN: https://elibrary.ru/DNFJRI
- ID: 323618
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Появление двукомпонентных высказываний в речи детей - один из ключевых этапов речевого онтогенеза. Переход от отдельных слов к предложению - кардинальное событие, связанное не только с развитием собственно речевых навыков, но и с когнитивным становлением. Предшествующие исследования, основанные на лонгитюдных наблюдениях за отдельными детьми, показали, что предложения появляются в возрасте от полутора до двух лет. Гендерные различия в приобретении этого умения никогда не рассматривались. Новизна настоящего исследования заключается в том, что результаты основаны на анализе репрезентативной базы данных детей обоих полов, а также отдельно мальчиков и девочек. Впервые статистически обоснованы нормы синтаксического развития и выделены группы риска. Материалом исследования была база данных, основанная на заполненных родителями 1037 Макартуровских опросников (487 мальчиков и 550 девочек от 18 до 36 мес.). Основные выводы в целом подтвердили возраст появления предложений от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы. Однако в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. - девочки, 2) около 22 мес. - мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.
Об авторах
Марина Борисовна Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: melyseeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0564-668X
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой языкового и литературного образования ребенка
191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48Елена Андреевна Вершинина
Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук
Email: ver_elen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8873-4409
старший научный сотрудник
199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6Список литературы
- Cejtlin, S.N. (2013). Linguistic studies. Saint-Petersburg: RGPU n.a. A.I. Gercen publ. (In Russ.).
- Bloom, L. (1973). One Word at a Time: the Use of Single Word Utterances before Syntax. The Hague; Paris: Mouton Publishers. https://doi.org/10.7916/D8H995NS
- Ahutina, T.V. (2021). Studies of the generation and perception of speech in Russian psycholinguistics. In: Russian psycholinguistics: results and prospects (1966–2021): Collective monograph. Moscow: Institute of Linguistics. pp. 423–435. (In Russ.).
- Cejtlin, S.N. (2021). Language and child. Acquisition of native language by child. Moscow: Vlados. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. (2015). Formation of an Individual Language System of a Child: Early Stages: Monograph. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).
- Gvozdev, A.N. (2007). Questions of studying of child speech. Moscow: DETSTVO-PRESS. (In Russ.).
- Elivanova, V.A. (2003). Syntactic productivity of an utterance as an indicator of the transition from the stage of one-word utterances to the stage of two-word utterances. In: Correctional Pedagogy: Unified Educational Space: Collection of Scientific Methods. Proceedings. SaintPetersburg: RGPU n.a. A.I. Gercen publ. (In Russ.).
- Brown, R. & Fraser, C. (1963). The Acquisition of Syntax. In: C.N. Cofer & B.S. Musgrave (eds.) Verbal behavior and learning: Problems and processes. McGraw-Hill Book Company. pp. 158–209. https://doi.org/10.1037/11178-005
- Eliseeva, M.B. (2022). Two-word and multi-word utterances in early child speech: typical and individual. Problemy ontolingvistiki — 2022: rechevoj mir rebenka (universal’nye mekhanizmy i individual’nye processy): Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19–21 aprelya 2022 goda. Saint-Petersburg: VVM. pp. 85–91. (In Russ.).
- Berk, S. & Lillo-Martin, D. (2012). The two-word stage: motivated by linguistic or cognitive constraints? Cogn. Psychol., 65(1), 118–140. https://doi.org/10.1016/j. cogpsych.2012.02.002/2012
- Zhukova, N.S., Mastyukova, E.M. & Filicheva, T.B. (1990). Оvercoming general speech undevelopment in preschool children. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. (2005). The development of a child’s speech: a linguist’s point of view. Logoped, 4, 18–28. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. (2022). Speech development norms according to the diary and research works by A.N. Gvozdev’s and modern data. Russian language at school, 83(2), 7–11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11 (In Russ.).
- Mayor, J. & Mani, N. (2019). A short version of the MacArthur–Bates Communicative Development Inventories with high validity. Behav. Res., 51, 2248–2255. https://doi.org/10.3758/s13428-018-1146-0
- Eliseeva, M.B., Vershinina, E.A. & Ryskina, V.L. (2021). MacArthur CDI: Russian version. Evaluation of the speech and communication development of young children. Development standards. Analysis samples. Comments. Ivanovo: LISTOS. (In Russ.).
- Fenson, L., Marchman, V.A., Thal, D.J., Dale, P., Reznick, J.S. & Bates, E. (2007). MacArthurBates Communicative Development Inventories: user`s guide and technical manual. Baltimor-London-Sydney.
- Eliseeva, M.B. & Vershinina, E.A. (2018). Can a child respond to questions? (based on the analysis of macarthur questionnaires and case study). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 189, 28–43. (In Russ.).
- Eliseeva, M.B. & Vershinina, E.A. (2020). Norms of grammatical categories acquisition by boys and girls at an early age (based on Macarthur questionnaire). Special Education, 1(57), 120–135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09 (In Russ.).
- Frank, M.C., Braginsky, M., Yurovsky, D. & Marchman, V.A. (2021). Variability and Consistency in Early Language Learning: The Wordbank Project. Cambridge, MA: MIT Press. URL: https://langcog.github.io/wordbank-book (accessed: 04.06.2023).
Дополнительные файлы
