Влияние фактора тревожности на пересказ текстов подростками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Признаки тревожности в онтогенезе еще недостаточно изучены. Также малоисследованными остаются такие показатели как индикаторы тревожности в определенной возрастной группе в речевом онтогенезе. Авторами данной статьи выдвинута гипотеза о влиянии фактора тревожности у школьников на процесс пересказа ими учебных текстов. Изучение транскриптов устных пересказов свидетельствует о том, что психологические состояния подростков влияют на процесс речепроизводства. Материал для данного исследования был собран в ходе массовых экспериментов, которые проводились в 2020-2021 гг. на базе нескольких общеобразовательных школ Республики Татарстан. Всего было опрошено 458 учащихся 5-х классов в возрасте от 11 до 12 лет, которые нами относятся к младшему подростковому возрасту. Мальчики и девочки были опрошены практически в равных пропорциях, что позволяет говорить о гендерной репрезентативности полученных данных. Для построения социально-психологических портретов респондентов был проведен ряд тестов, предшествующих основному интервью: тест общей осведомленности; тест на тревожность; тест на концентрацию и объем внимания; тест по русскому языку. Наше исследование тревожности у подростков основано на интегративном тесте тревожности, взятом из электронного варианта Энциклопедии психодиагностики под редакцией Д.Я. Райгородского. Основной целью эксперимента является изучение изменений целостности пропозиций при пересказах текстов, которые могут происходить в результате действия фактора тревожности. Проанализировав более 300 пересказов текстов, мы пришли к выводу, что психологические факторы могут влиять на процесс обработки информации и ее дальнейшую вербализацию. Нами были выделены два типа проявлений тревожности при пересказах текстов у детей младшего подросткового возраста. Во-первых, проявления тревожности на поверхностном уровне, которые отмечаются в изменениях звукового и лексического материала. Во-вторых, проявления тревожности на глубинном уровне пропозиций, связанные с полной сменой смысловых ролей, возникновением дополнительных препозиционных элементов или дроблением существующих пропозиций.

Об авторах

Ирина Владимировна Привалова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivprivalova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7740-2185
SPIN-код: 9909-6839
Scopus Author ID: 57191959637
ResearcherId: D-1768-2017

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации

420021, Российская Федерация, г. Казань, ул. Татарстан 2, д. 33

Анна Александровна Петрова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: petrova16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4322-1324
SPIN-код: 7184-4466
Scopus Author ID: 56241167000
ResearcherId: E-1237-2015

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации

420021, Российская Федерация, г. Казань, ул. Татарстан 2, д. 33

Список литературы

  1. Zhinkin, N.I. (1982). Speech as a conductor of information. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  2. Vygotsy, L.S. (2019). Thinking and Speech. Sankt-Petersburg: Peter. (In Russ.).
  3. Khalil, A.A.A. & Larina, T.V. (2022). Terms of Endearment in American English and Syrian Arabic Family Discourse. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 13 (1), 27-44. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-27-44
  4. Khola, T. & Waki, F. (2019). Worrying about Worry: A Generalized Anxiety Disorder Case Study. Pakistan Journal of Professional Psychology: Research and Practice, 10 (1), 68-79.
  5. Almokhtar, A., Adwas, J.M. & Jbireal, Azab Elsayed Azab (2019). Anxiety: Insights into Signs, Symptoms, Etiology, Pathophysiology, and Treatment. The South African Journal of Medical Sciences, 2 (10), 80-91.
  6. Yuan, Xi (2020). Anxiety: A Concept Analysis. Frontiers of Nursing, 7 (1), 9-12. https://doi.org/10.2478/fon-2020-0008
  7. Lima, R.A., de Barros, M.V.G., Dos Santos M.A.M., Machado, L., Bezerra, J. & Soares, F.C. (2020). The Synergic Relationship Between Social Anxiety, Depressive Symptoms, Poor Sleep Quality and Body Fatness in Adolescents. Journal of Affective Disorders, 260, 200-205. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.08.074
  8. Knappe, S., Sasagawa, S. & Creswell, C. (2015). Developmental epidemiology of social anxiety and social phobia in adolescents. In: Ranta K., La Greca A.M., García-López L.J., Martunnen M. (eds.), Social anxiety and phobia in adolescents. Springer. pp. 39-70. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16703-9_3
  9. Dryman, M.T. & Heimberg, R.G. (2018). Emotion Regulation in Social Anxiety and Depression: A Systematic Review of Expressive Suppression and Cognitive Reappraisal. Clinical Psychology Review, 65, 17-42. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.07.004
  10. Schweizer, E. (1995). Generalized Anxiety Disorder: Longitudinal Course and Pharmacologic Treatment. Psychiatric Clinics of North America, 18 (4), 843-857.
  11. Katon, W. & Roy-Byrne, P.P. (1991). Mixed Anxiety and Depression. J Abnorm Psychol, 100 (3), 337-345. 10.1037//0021-843x.100.3.337' target='_blank'>https://doi: 10.1037//0021-843x.100.3.337
  12. Eysenck, M.W. & Fajkowska, M. (2018). Anxiety and Depression: Toward Overlapping and Distinctive Features. Cognition & Emotion, 32 (7), 1391-1400. https://doi.org/10.1080/0269 9931.2017.1330255
  13. Clark, L.A. & Watson, D. (1991). Tripartite Model of Anxiety and Depression: Psychometric Evidence and Taxonomic Implications. Journal of Abnormal Psychology, 100 (3), 316-336. https://doi.org/10.1037/0021-843x.100.3.316
  14. De la Torre-Luque, A., Fiol-Veny, A., Balle, M., Nelemans, S.A. & Bornas, X. (2020). Anxiety in Early Adolescence: Heterogeneous Developmental Trajectories, Associations with Risk Factors and Depressive Symptoms. Child Psychiatry and Human Development, 51 (4), 527-541. https://doi.org/10.1007/s10578-019-00936-y
  15. Gao, W., Ping, S. & Liu, X. (2020). Gender Differences in Depression, Anxiety, and Stress among College Students: A Longitudinal Study from China. Journal of Affective Disorders, 263, 292-300. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.11.121
  16. Daros, A.R., Daniel, K.E., Meyer, M.J., Chow, P.I., Barnes, L.E. & Teachman, B.A. (2019). Impact of Social Anxiety and Social Context on College Students’ Emotion Regulation Strategy Use: An Experience Sampling Study. Motivation and Emotion, 43 (5), 844-855. https://doi.org/10.1007/S11031-019-09773-X
  17. García-Fernández, J.M., Inglés, C.J., Marzo, J.C. & Martínez-Monteagudo, M.C. (2014). Psychometric properties of the school anxiety inventory-short version in Spanish secondary education students. Psicothema, 26 (2), 286-292. https://doi.org/10.7334/ psicothema2013.288
  18. Ratanova, T.A. & Likhacheva, E.V. (2009). Correlation of School Anxiety with Cognitive Peculiarities of Junior Schoolchildren. Psychological Journal, 30 (3), 39-51. (In Russ.).
  19. Prikhozhan, A.M. (2000). Anxiety in Children and Adolescents: Psychological Nature and Age Dynamics. Moscow-Voronezh: MODEK. (In Russ.).
  20. Lovibond, P.F. & Lovibond, S.H. (1995). The Structure of Negative Emotional States: Comparison of The Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the Beck Depression and Anxiety Inventories. Behaviour Research and Therapy, 33 (3), 335-343. https://doi.org/10.1016/0005-7967 (94)00075-u
  21. Scholten, S., Velten, J., Bieda, A., Zhang, X.C., Margraf, J. (2017). Testing Measurement Invariance of the Depression, Anxiety, and Stress Scales (DASS-21) Across Four Countries. Psychological Assessment, 29 (11), 1376-1390. https://doi.org/10.1037/ pas0000440
  22. Daza, P., Novy, D., Stanley, M. & Averill, P. (2002). The Depression Anxiety Stress Scale DASS-21: Spanish Translation and Validation with a Hispanic Sample. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 24 (3), 195-205. https://doi. org/10.1023/a:1016014818163
  23. McCarthy, K.S., McNamara, D.S., Solnyshkina, M.I., Tarasova, F.Kh. & Kupriyanov, R.V. (2019). The Russian Language Test: Towards Assessing Text Comprehension, Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 18 (4), 231-247. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.4.18
  24. Fillmore, Ch.J. (2003). Valency and semantic roles: the concept of deep structure case. In: Vilmos Agel, ´Ludwig M. Eichinger, Hans Werner Eroms, Peter Hellwig, Hans Jurgen Heringer, and Henning Lobin (eds.) Dependenz und Valenz: Ein internationals Handbuch der zeitgen¨ossischen Forschung. Walter de Gruyter. Ch. 36. pp. 457-475.
  25. Fillmore, Ch.J. (2012). Encounters with Language. Computational Linguistics, 38 (4), 701-718. https://doi.org/10.1162/COLI_a_00129
  26. Mustajoki, A. (2006). Theory of Functional Syntax: From Semantic Structures to Linguistic Means. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).
  27. Kashkin, Ye.V. & Lyashevskaya, O.N. (2013). Semantic Roles and Construction Net in Russian Framebank. Computational Linguistics and Intellectual Technologies, 1 (12), 325-344. (In Russ.).
  28. Solnyshkina, M.I., Martynova, E.V. & Andreeva, M.I. (2020). Propositional Modeling as A Tool to Assess Text Information Complexity. Scientific Notes of the National Society for Applied Linguistics, 3 (31), 47-57. (In Russ.).
  29. Petrova, A.A., Privalova, I.V., Kazachkova, M.B. & Yessenova, K.U. (2023). Specifics of Text Derivatives Propositions in Speech Ontogeny. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 9 (1), 136-152. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-9
  30. Gorelov, I.N. & Sedov, K.F. (2001). The Basics of Psycholinguistics. Moscow: Labyrinth. (In Russ.).
  31. Belyanin, V.P. (2003). Psycholinguistics. Moscow: Flinta. (In Russ.).
  32. Astapov, V.M. (2001). Anxiety in Children. Moscow: PerSe. (In Russ.).
  33. Privalova, I.V. (2021). Methods of Psycholinguistic Research as Possible Cognitive Approaches to Linguistic Data Processing. In: Dubrovskaya, T.V. & Sukhova, N.V. (eds.), Numanities - Arts and Humanities in Progress. Geneva: Springer Nature. pp. 20, 181-201. https://doi.org/10.1007/978-3-030-84071-6_11
  34. Eliseeva, N.N. & Gorobets, E.A. (2017). Perception of Idioms by Russian-Speaking Children: Materials for a Neurolingistic Questionnaire. Philology and Culture, 4 (50), 16-21. (In Russ.).
  35. Petrova, А.A. Solnyshkina, М.I. (2021). Immediate recall as a secondary text: Referential parameters, pragmatics and propositions. Russian Journal of Linguistics, 25 (1), 221-249. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-221-249 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».