АРХЕТИП И ЛОГОС ПЕЧИ И КАМИНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В предлагаемом исследовании на примере печи показано различие логоса и архетипа, а также принципы модификации логоса в архетип. Целью работы является систематизация широкого спектра значений архетипического символа печи, описание сакрального логоса, к которому они восходят, таким образом подтверждая, что культура является семиотической системой взаимосвязанных частей, в которой бытовые элементы могут являться отражением философии и веры. Взаимно противоречивые мотивы, связанные с образами огня и печи, образуют малую семиотическую систему, соотнесенную с логосом Благодатного огня. Статья написана на материале античной мифологии и литературы Нового времени: подвергаются анализу дочерние по отношению к архетипу печи архетипические образы, такие как пораженная пята, огонь, змий, - доказывается их актуальность для мировой культуры и литературы, связанная с их повторяемостью и устойчивостью. В результате делается вывод о тесной взаимосвязи между всеми элементами семиотической системы: в результате исчезновения из повседневной культуры одного из них - архетипа печи - изменилось мироощущение и принципы поведения человека, коренным образом повлиявшие на ход истории.

Об авторах

Светлана Валентиновна Герасимова

Московский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: metanoik@gmail.com
SPIN-код: 4006-9266

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и истории литературы Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета

ул. Большая Семеновская, 38, Москва, Россия, 107023

Список литературы

  1. Maksimov, S.V. (2008). Russian rites and superstitions. Unclean, unknown and godmother power. Backwoods. Moscow: Prestige Book. URL: http://ocherk.org/maksimov-s-v--russkieobryadi-i-sueveriya/index.html (accessed: 04.03.2019).
  2. Agranovich, S.Z. & Stefansky, E.E. (2003). Myth in the word: the continuation of life. Essays on mytholinguistics. Samara. URL: http://zavantag.com/docs/427/index-2017438.html (accessed: 23.03.2019).
  3. Klushina, E.A. (2006). The furnace in the beliefs of the Andomsky Pogost // Ethnological archive of the TsMB of the RSUH. Expedition 2006. URL: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=72198 (accessed: 04.03.2019).
  4. Gogol, N.V. (2005). The Lost Letter. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
  5. Sretensky Calendars Sunday, December 30 December 17 Art. Art. Week 31st of Pentecost, the week of the holy forefathers. Prophet Daniel. The three holy men: Ananias, Azariah, and Mishael. URL: http://msm.dev-serv.ru/calendar/?day=30.12.2018&e=143 (accessed: 03.03.2019).
  6. Tolstoy, L.N. (1980). War and World. In Collected Works in 22 vols. Vol. 5. Moscow: Hudozhestvennaya literatura. (In Russ.).
  7. Bestuzhev, A.A. (2005). Evening on the Caucasus waters in 1824. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
  8. Gogol, N.V. (2005). Evenings on a farm near Dikanka. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
  9. Balmont, K.D. (2005). Translations. From English poetry. Oscar Wilde Ballad of Reading Prison. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
  10. Avdeenko, E.A. Abraham's life. URL: http://www.klex.ru/iy9 (accessed: 05.03.2019).
  11. The Holy Fire came down in the Church of the Holy Sepulcher in Jerusalem // Tass. URL: https://tass.ru/obschestvo/4185784 (accessed: 23.03.2019).
  12. Propp, V.Ya. The historical roots of the fairy tale. URL: https://royallib.com/book/propp_ vladimir/istoricheskie_korni_volshebnoy_skazki.html (accessed: 05.03.2019).
  13. Belousov, A.V. (2008). Der Achilleus-Kult im nördlichen Schwarzmeerraum vom Beginn der griechischen Kolonisation bis in die römische Kaiserzeit. Beiträge zur Akkulturationsforschung. PSTU Bulletin III: Philology, 1 (11), 117—130.
  14. Salnikov, A.A. (2012). Homer's laughter over Achilles. Moscow: LireRes. (In Russ.).
  15. Dostoevsky, F.M. (1989). Idiot. In F.M. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 6. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
  16. Anthony the Great, holy. Instructions // Philokalia in 5 vols. T. 1. Siberian Starfish; Moscow; 2010. P. 9—81.
  17. Soldatova E., Artyomova I., Vorobyov A., Klamer N., Oleksyuk S., Galchikhina I., Inozemtsev V. Kupel built the whole world // Istrinskie Vesti. 2015. January 23. № 3. P. 5. URL: http://in-istra.ru/ upload/126_0ffb8cc06eab935c0835fa8f5f23612b396b2949.pdf (accessed: 02.05.2019).
  18. Rostov Dimitri. Of life. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/63 (accessed: 27.04.2019).
  19. Dostoevsky, F.M. (1991). Brothers Karamazov. In F. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 9. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
  20. Losev, A.F. Myth. Number. Essence M.: Thought, 1994 (In Russ.).
  21. Dostoevsky, F.M. (1990). Demons. In F.M. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 7. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
  22. Isaiah, Abba of Nitria. (2010). The words of the Rev. Abbas Isaiah to his disciples. In Philokalia in 5 volums. Vol. 1. Siberian Starfish; Moscow. pp. 143—223. (In Russ.).
  23. Lotman, Yu.M. On the semiosphere. In Yu.M. Lotman. Articles on semiotics and topology of culture. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (accessed: 05.03.2019). (In Russ.).
  24. Frolova, N.M. (2018). Features of the language representation of the concept of “Life” in the play by L.N. Andreev “Life of a Man”. Bulletin of the RUDN. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics, 9 (4), 842—858. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».