АРХЕТИП И ЛОГОС ПЕЧИ И КАМИНА
- Авторы: Герасимова С.В.1
-
Учреждения:
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2019)
- Страницы: 353-372
- Раздел: ФРАЗЕОРЕСУРСЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/341111
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-2-353-372
- ID: 341111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В предлагаемом исследовании на примере печи показано различие логоса и архетипа, а также принципы модификации логоса в архетип. Целью работы является систематизация широкого спектра значений архетипического символа печи, описание сакрального логоса, к которому они восходят, таким образом подтверждая, что культура является семиотической системой взаимосвязанных частей, в которой бытовые элементы могут являться отражением философии и веры. Взаимно противоречивые мотивы, связанные с образами огня и печи, образуют малую семиотическую систему, соотнесенную с логосом Благодатного огня. Статья написана на материале античной мифологии и литературы Нового времени: подвергаются анализу дочерние по отношению к архетипу печи архетипические образы, такие как пораженная пята, огонь, змий, - доказывается их актуальность для мировой культуры и литературы, связанная с их повторяемостью и устойчивостью. В результате делается вывод о тесной взаимосвязи между всеми элементами семиотической системы: в результате исчезновения из повседневной культуры одного из них - архетипа печи - изменилось мироощущение и принципы поведения человека, коренным образом повлиявшие на ход истории.
Об авторах
Светлана Валентиновна Герасимова
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: metanoik@gmail.com
SPIN-код: 4006-9266
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и истории литературы Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета
ул. Большая Семеновская, 38, Москва, Россия, 107023Список литературы
- Maksimov, S.V. (2008). Russian rites and superstitions. Unclean, unknown and godmother power. Backwoods. Moscow: Prestige Book. URL: http://ocherk.org/maksimov-s-v--russkieobryadi-i-sueveriya/index.html (accessed: 04.03.2019).
- Agranovich, S.Z. & Stefansky, E.E. (2003). Myth in the word: the continuation of life. Essays on mytholinguistics. Samara. URL: http://zavantag.com/docs/427/index-2017438.html (accessed: 23.03.2019).
- Klushina, E.A. (2006). The furnace in the beliefs of the Andomsky Pogost // Ethnological archive of the TsMB of the RSUH. Expedition 2006. URL: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=72198 (accessed: 04.03.2019).
- Gogol, N.V. (2005). The Lost Letter. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
- Sretensky Calendars Sunday, December 30 December 17 Art. Art. Week 31st of Pentecost, the week of the holy forefathers. Prophet Daniel. The three holy men: Ananias, Azariah, and Mishael. URL: http://msm.dev-serv.ru/calendar/?day=30.12.2018&e=143 (accessed: 03.03.2019).
- Tolstoy, L.N. (1980). War and World. In Collected Works in 22 vols. Vol. 5. Moscow: Hudozhestvennaya literatura. (In Russ.).
- Bestuzhev, A.A. (2005). Evening on the Caucasus waters in 1824. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
- Gogol, N.V. (2005). Evenings on a farm near Dikanka. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
- Balmont, K.D. (2005). Translations. From English poetry. Oscar Wilde Ballad of Reading Prison. In Russian literature: from Nestor to Mayakovsky. Moscow: DirectMedia Publishing. (In Russ.).
- Avdeenko, E.A. Abraham's life. URL: http://www.klex.ru/iy9 (accessed: 05.03.2019).
- The Holy Fire came down in the Church of the Holy Sepulcher in Jerusalem // Tass. URL: https://tass.ru/obschestvo/4185784 (accessed: 23.03.2019).
- Propp, V.Ya. The historical roots of the fairy tale. URL: https://royallib.com/book/propp_ vladimir/istoricheskie_korni_volshebnoy_skazki.html (accessed: 05.03.2019).
- Belousov, A.V. (2008). Der Achilleus-Kult im nördlichen Schwarzmeerraum vom Beginn der griechischen Kolonisation bis in die römische Kaiserzeit. Beiträge zur Akkulturationsforschung. PSTU Bulletin III: Philology, 1 (11), 117—130.
- Salnikov, A.A. (2012). Homer's laughter over Achilles. Moscow: LireRes. (In Russ.).
- Dostoevsky, F.M. (1989). Idiot. In F.M. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 6. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
- Anthony the Great, holy. Instructions // Philokalia in 5 vols. T. 1. Siberian Starfish; Moscow; 2010. P. 9—81.
- Soldatova E., Artyomova I., Vorobyov A., Klamer N., Oleksyuk S., Galchikhina I., Inozemtsev V. Kupel built the whole world // Istrinskie Vesti. 2015. January 23. № 3. P. 5. URL: http://in-istra.ru/ upload/126_0ffb8cc06eab935c0835fa8f5f23612b396b2949.pdf (accessed: 02.05.2019).
- Rostov Dimitri. Of life. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/63 (accessed: 27.04.2019).
- Dostoevsky, F.M. (1991). Brothers Karamazov. In F. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 9. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
- Losev, A.F. Myth. Number. Essence M.: Thought, 1994 (In Russ.).
- Dostoevsky, F.M. (1990). Demons. In F.M. Dostoevsky. Collected Works in Fifteen Volumes. Vol. 7. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
- Isaiah, Abba of Nitria. (2010). The words of the Rev. Abbas Isaiah to his disciples. In Philokalia in 5 volums. Vol. 1. Siberian Starfish; Moscow. pp. 143—223. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. On the semiosphere. In Yu.M. Lotman. Articles on semiotics and topology of culture. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (accessed: 05.03.2019). (In Russ.).
- Frolova, N.M. (2018). Features of the language representation of the concept of “Life” in the play by L.N. Andreev “Life of a Man”. Bulletin of the RUDN. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics, 9 (4), 842—858. (In Russ.).
Дополнительные файлы

