Тезисы к докладу Агвана Доржиева на первой международной буддийской выставке, предполагаемой в 1927 г. в г. Ленинграде
- Авторы: Барадин Б., Нестеркин С.П.1
-
Учреждения:
- Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 126-135
- Раздел: Рукописи и переводы
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325451
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-126-135
- EDN: https://elibrary.ru/AAJOCY
- ID: 325451
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В публикации впервые представлены тезисы Б. Барадина (1878-1937) к лекции А. Доржиева (1853-1938), которая должна была быть прочитана на международной буддийской выставке, планировавшейся в Ленинграде в 1927 г. А. Доржиев - известный бурятский лама, по завершении философского образования в монастырях Монголии и Тибета получил ученое звание геше (высшая философская учёная степень в традиции Гелук тибетского буддизма), после 1918-го г. занимался организационными вопросами буддийской Сангхи в России. Б. Барадин - академический ученый и общественный деятель, профессор Санкт-Петербургского университета, автор исследований по истории и учению тибетского буддизма, после революции 1917 г. он стал работать в Бурятии на различных административных постах, занимаясь устройством научной и культурной жизни Республики. Основная идея тезисов состоит в том, что современный мир состоит из двух равноправных частей - Востока и Запада, объединение которых возможно и необходимо для дальнейшего развития человечества, причем системообразующим учением Востока является буддизм. Предметом тезисов стали некоторые положения философии буддизма в сравнении со сходными, с точки зрения Б. Барадина, учениями Запада. Выделено четыре пункта: 1) буддизм сопоставим с теорией Дарвина в том, что рассматривает человека в контексте всего живого в эволюционном ключе; 2) буддизм, как и наука, принимает принцип детерминизма; 3) концепция шуньи сходна с релятивистскими принципами физики; 4) системы психотехник буддизма сходна с теорией рефлексологии. Б. Барадин делает вывод о том, что индо-буддийская и европейская культуры взаимодополняющие и их сближение приведет нас к подлинно общечеловеческой культуре. Представленные тезисы являются, по-видимому, первым систематическим изложением взглядов российских необуддистов обновленцев на конкретные аспекты, позволяющие сблизить буддийскую и западную культуры.
Об авторах
Базар Барадин
Email: sn3716@yandex.ru
академический ученый и общественный деятель, профессор Санкт-Петербургского университета, автор исследований по истории и учению тибетского буддизма.
Сергей Петрович Нестеркин
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: sn3716@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3055-5026
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, отдел философии, культурологии и религиоведения
Российская Федерация, 670047, Улан-Удэ, ул. М. Сахьяновой, д. 6Дополнительные файлы
