Сатьяграх как субъект социального развития в философии М.К. Ганди
- Авторы: Битинайте Е.А.1
-
Учреждения:
- Краснодарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 22, № 1 (2018)
- Страницы: 30-38
- Раздел: ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344819
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-1-30-38
- ID: 344819
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье освещен вопрос об участии в процессе общественного развития представителей творческого меньшинства (А. Бергсон, А. Дж. Тойнби). В философии М.К. Ганди аналогичную роль играют сатьяграхи . Этот термин восходит к центральному учению индийского мыслителя - сатьяграхе , суть которой - в призыве к противопоставлению всех душевных сил нравственно развитой личности любой несправедливости, с которой ей приходится сталкиваться. Созданный Ганди образ идеального человека и представления мыслителя о его роли в социально-динамических процессах обнаруживают прямое влияние культурного и интеллектуального облика философа на его взгляды. Так, являясь мыслителем, сформировавшимся на стыке культур традиционного общества и модерна, Ганди придает своему образу идеального человека восточные и западные черты. Он предлагает сочетать моральную строгость традиционного индийского аскета с социальной активностью, свободой и чувством персональной ответственности перед обществом, присущими индивидуалистической этике модерна. При этом он отвергает распространенное на Западе представление о развитии общества как техническом прогрессе, связывая этот процесс с совершенствованием личностей и гармонизацией социальных отношений. Последнее невозможно без участия посредников между различными общественными силами. Сознавая это, Ганди призывал своих последователей стать посредниками в примирении враждующих религиозных общин, каст и политических партий. Во многом такое понимание общественного развития определено культурным и социальным обликом самого мыслителя. Как человек, сформировавшийся на перекрестке культурных взаимодействий, Ганди сам выступал в роли посредника между индусами и мусульманами, высококастовыми индусами и неприкасаемыми, между различными направлениями в Индийском национальном конгрессе, между экономическими элитами и обездоленными массами.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Алексеевна Битинайте
Краснодарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: bihelenite@gmail.com
кандидат философских наук, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности и туризма
ул. 40-летия Победы, 33, Краснодар, 350072Список литературы
- Al’bedil’ MF. Indiya: bespredel’naya mudrost’. Moscow: Aleteja; 2005. (In Russ).
- Bitinayte EA. Kontseptsiya obshchestvennogo razvitiya M. K. Gandhi: opyt filosofskoy rekonstruktsii. Vestnik Russkoy hristianskoy gumanitarnoy akademii. 2016;17(1):28—34. (In Russ).
- Bhagavadgita. Per. s sanskr., issled. i primech. VS Sementsova. Moscow: “Vostochnaya literatura” RAN; 1999. (In Russ).
- Devyatkin SV. Iskusstvo satyagrahi. In: Opyt nenasiliya v XX stoletii. Moscow: Aslan; 1996. p. 16—65. (In Russ).
- Zhordis K. Mahatma Gandhi. Moscow: Molodaya gvardiya; Palimpsest; 2013. (In Russ).
- Ioseleva MA. Problema lichnosti v induizme. Chetvertye Torchinovskie chteniya. S.-Peterburg, 7—10 fevralya 2007 g. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta; 2007. p. 237—244. (In Russ).
- Rybakov RB. Nenasil’stvennaya bor’ba za mir bez nasiliya (Ahimsa v indiyskoy traditsii i v uchenii M.K. Gandhi) In: Patsifizm v istorii. Idei i dvizheniya mira. Moscow: Institut vseobshchey istorii RAN; 1998. p. 122—148. (In Russ).
- Skorokhodova TG. Bengal’skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul’turnogo sinteza v indiyskoy filosofskoy mysli Novogo vremeni. SPb: Peterburgskoe Vostokovedenie; 2008. (In Russ).
- Skorokhodova TG. Problema lichnosti v sotsial’noy filosofii Bengal’skogo Vozrozhdeniya In: XII Sotsiologicheskie chteniya prepodavateley, aspirantov i studentov. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov. Penza: PGPU; 2010. S. 19—33. (In Russ).
- Stepanyants MT. Filosofiya nenasiliya: uroki gandhizma. Moscow: “Znanie” Rossiyskoy Federatsii; 1992. (In Russ).
- Gandhi Mahatma. The Collected Works. In 100 vols. New Delhi: Government of India. The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting; 1958—1994.
- Gandhi MK. Speeches and Writings. Madras: G.A. Natesan; 1922.
- Gangrade KD. Gandhian Approach to Development and Social Work. New Delhi: Concept Publishing Company; 2005.
- Iyer RN. The Moral and Political Thought of Mahatma Gandhi. Delhi: Oxford University Press; 1973.
- Roy R. Self and Society: A Study in Gandhian Thought. New Delhi: Sage Publications; 1985.
Дополнительные файлы

