Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение
- Авторы: Титлин Л.И.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 570-589
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325066
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-570-589
- ID: 325066
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье подробно рассматривается биография и учение Шантаракшиты (VIII в.), знаменитого буддийского ученого и просветителя, ведущего деятеля по распространению буддизма в Тибете и его ближайшего ученика Камалашилы (также VIII в.). Шантаракшита - автор нескольких трактатов, в т.ч. «Собрания сущностей» - «Таттвасанграхи», монументального сочинения, которое может быть по праву названо «буддийской философской энциклопедией», состоящего из 26 разделов (в тибетском переводе содержится 31 раздел), в которых подвергнуты разбору и последовательному опровержению и представления всех ключевых философских школ Индии, а именно: мимансы, веданты, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, локаяты, джайнизма и буддизма представителей других школ. Камалашила - непосредственный ученик Шантаракшиты, автор развернутого «пословного» комментария к «Таттвасанграхе» учителя. В статье также освещается история открытия и изучения «Таттвасанграхи». Новизна исследования заключается в подробном энциклопедическом изложении философии Шантаракшиты и его непосредственного ученика Камалашилы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация того, что Шантаракшита, как представитель школы йогачара-мадхъямака, творил в жанре синтеза учений йогачары (виджнянавады) и мадхъямаки (шуньявады), в области эпистемологии являлся продолжателем теорий Дигнаги и Дхармакирти.
Ключевые слова
Об авторах
Лев Игоревич Титлин
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: titlus@gmail.com
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Сектора восточных философий
Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1Список литературы
- Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla. Gaekwad`s Oriental series. Ed. E. Kṛṣṇāmācārya. With a Foreword by B. Bhattacharyya. In 2 vols. Baroda; 1926.
- Joshi LN. Studies in the Buddhistic Culture of India (During the 7th and 8th centuries A. D.). Delhi; 1977.
- Nakamura H. Indian Buddhism. A Survey with bibliographical notes. Tokyo; 1980.
- Kawamura LS. Buddhism, Mādhyamika: India and Tibet. Routledge Encyclopedia of Philosophy. Version 1.0. L.: Routledge; 1998.
- Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens. 1961; 5: 141—143.
- Androsov VP. Shantarakshita. In: Filosofiya buddizma: entsiklopediya. Ed. MT Stepanyants. Moscow: Vostochnaya literature; 2011. P. 799—800. (In Russian).
- Ignatovich AN. Madhyamaka. In: Filosofiya buddizma: entsiklopediya. Ed. MT Stepanyants; Institut filosofii RAN. Moscow: Vostochnaya literature; 2011. P. 422—425. (In Russian).
- Lepekhov SYu. Filosofiya madkh'yamikov i genezis buddiiskoi tsivilizatsii. Ulan-Ude; 1999. 237 p. (In Russian).
- Chatterjee AK. Yogacara Idealism. South Asia Books; 1987.
- Roerich GN. The Blue annals. In 2 pts. Calcutta;1949—1953.
- Das SCh. Indian Pandits in Tibet. Journal of the Buddhist Text Society of India. 1893; I: 7—31.
- Lysenko VG, Kanaeva NA. Shantarakshita i Kamalashila ob instrumentakh dostovernogo poznaniya. Moscow: Institut filosofii RAN; 2014. 295 p. (In Russian).
- Hāṇḍā O. Buddhist Western Himalaya: A politico-religious history. Indus Publishing; 2001. P. 304.
- Tucci G. Buddhist logic before Dignāga (Asaṅga, Vasubandhu, Tarka-śastras). Journal of the Royal Asiatic Society. 1929; (3): 451—488.
- Kamalashila. Bhavanakrama (Traktat o sozercanii). Moscow; 1963. (In Russian).
- Kamalashila. First Bhavanakrama. Ed. In Sanskrit. In: Tucci G. Minor Buddhist Texts. Pt 2. Rome; 1958.
- Jha G. (Tr.). The Tattvasangraha of Shantaraksita with the Commentary of Kamalashila. Vol. 1. Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. 739 p.
- Ratié I. Une critique bouddhique du Soi selon la Mimamsa: Présentation, édition critique et traduction de la Mimamsakaparikalpitatmapariksa de Śantaraksita. Series: Beiträge zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens. Austrian Academy of Sciences Press; 2014. 371 p.
- Kanaeva NA, Zabolotnykh EL. Problema vyvodnogo znaniya v Indii. Logiko-epistemologicheskie vozzreniya Dignagi i ego ideinykh preemnikov. Moscow: Vostochnaya literature; 2002. 324 p. (In Russian).
- Androsov VP. Kontseptsiya nirishvara v drevneindiiskoi filosofsko-religioznoi traditsii (po materialam «Tattvasangrakhi» Shantarakshity). Moscow; 1982. (In Russian).
- Vidyabhuṣaṇa SC. A History of Indian Logic: Ancient, Mediaeval and Modern Schools. Delhi etc.; 1978. (1st ed. — 1921). P. 324.
- Journal of the Buddhist Text Society of India. Vol. 1. Part II. Calcutta; 1893. P. X.
- Tattvasaṅgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla. Critically Edited by Swāmi Dvārikādas Śāstrī: in 2 vols. Varanasi: Bauddha Bharati; 1968.
- Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens. 1961; 5: 157.
- Krasser H. Dharmottaras kurze Untersuchung der Gültigkeit einer Erkenntnis. Laghupramāṇyaparīkṣā. Teil. 1: Tibetischer Text und Sanskritmaterialien: Teil. 2: Übersetzung. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften; 1991. P. 143.
- Blumenthal J. Śāntarakṣita, Rgyal-tshab Dar-ma-rin-chen. The ornament of the middle way: a study of the Madhyamaka thought of Śāntarakṣita: including translations of Śāntarakṣita's Mādhyamakālaṃkāra (The ornament of the middle way) and Gyel-tsab's dbU ma rgyan gyi brjed byang (Remembering “The ornament of the middle way”). Snow Lion Publications; 2004. P. 66.
- Titlin LI. Sushchestvovanie i svoistva sub’ekta kak predmet polemiki mezhdu buddistami i n'yaya-vaisheshikami v “Tattvasangrakhe” Shantarakshity. Tsennosti i smysly. 2017; 50 (4): 67—76. (In Russian).
- Titlin LI. Polemika s n'yaya-vaisheshikoi po voprosu o sushchestvovanii sub’ekta v “Tattva-sangrakhe” Shantarakshity. Philosophical Thought. 2017; (10): 139—163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polemika-s-nyaya-vaysheshikoy-po-voprosu-o-suschestvovanii-subekta-v-tattva-sangrahe-shantarakshity. (In Russian).
- Titlin LI. Polemika Shantarakshity i Kamalashily s mimansakami o sushchestvovanii i svoistvakh atmana v “Tattvasangrakha-pandzhike” (perevod fragmenta). Logos et Praxis. 2018; 17 (1): 49—69. (In Russian).
- Titlin L. The Polemics of Shantarakshita and Kamalashila with the Mimamsakas on the Existence and Properties of Atman in “Tattvasamgraha-panjika”. Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2018. P. 17—21.
- Titlin LI. Diskussiya buddistov s sankkh'yaikami ob atmane (perevod fragmenta iz “Tattvasangrakhapandzhiki”). Gumanitarii: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya. 2018; (2): 170—183. (In Russian).
- Titlin LI. Ponyatie subjekta v sankkh'e i diskussiya mezhdu buddistami i sankkh'yaikami v razdele «Atmapariksha» «Tattvasangrakhi» Shanatarakshity o sushchestvovanii i svoistvakh atmana. Philosophical Thought. 2019; (9): 14—25. (In Russian).
- Titlin L. The Philosophical Polemics with the Vatsiputriyas About the Self (Pudgala) in "Tattvasamgraha" of Shantarakshita with the Commentary “Panjika” of Kamalashila. 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 232. Atlantis Press, 2018. P. 80—85.
- McClintock S. Omniscience and the Rhetoric of Reason: Śāntarakṣita and Kamalaśīla on Rationality, Argumentation, and Religious Authority. Somerville, Mass.: Wisdom; 2010.
Дополнительные файлы
