Мост С̣ирāт̣ как путь к Истине: истолкование Насира Хусрава
- Авторы: Корнеева Т.Г.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 22, № 2 (2018)
- Страницы: 226-235
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344839
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-2-226-235
- ID: 344839
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена истолкованию персидским философом XI века Насиром Хусравом понятия «мост С̣ирāт̣», а также связанных с ним понятий «ад» и «рай». В исламе можно выделить две позиции относительно способов толкования аятов Корана: одна группа настаивала на прямом, буквальном толковании Корана, а другие утверждали необходимость эзотерической интерпретации текста, поиска скрытого смысла. Насир Хусрав применяет метод толкования «таʼв͞ил» к тексту Откровения и хадисам, что позволяет ему интерпретировать религиозные понятия в философском ключе и наполнить их новыми смыслами. В отличие от буквалистов, которые считали мост С̣ирāт̣ реально существующим, в понимании исмаилитского философа мост С̣ирāт̣ - это образ духовного пути человека. В конце этого пути душа человека попадает либо в рай, либо в ад. Для Насира Хусрава рай - это возвращение единичной души человека к своему истоку - Всеобщей Душе. Ад понимается Насиром Хусравом не как место, где будет совершено наказание, а как состояние души, которая не может вернуться к своему истоку, а потому страдает, запертая в границах материального мира. Статья сопровождается переводом отрывка из философского трактата Насира Хусрава «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), посвященного объяснению понятия «мост С̣ирāт̣».
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Георгиевна Корнеева
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: tankorney@gmail.com
кандидат философвких наук, младший научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН
Гончарная, 12, стр. 1, Москва, Россия 109240Список литературы
- Khansberger E. K. Nasir Khusrav — rubin Badakhshana. Portret persidskogo poeta, puteshestvennika, filosofa. M.: Ladomir, 2005. (in Russ.)
- Daftari F. Traditsii ismailizma v srednie veka. M.: Ladomir, 2006, p. 146. (in Russ.)
- Morewedge P. Introduction. Nasir Khusraw. Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology, trans. By Faquir M. Hunzai, intr. And comm. Parviz Morewedge. London: I.B. Tauris &Co Ltd, 1999. p. 10.
- Khansberger EK. Nasir Khusrav — rubin Badakhshana. Portret persidskogo poeta, puteshestvennika, filosofa, M.: Ladomir 2005, p. 35. (in Russ.)
- Al-Gazali, Abu Khamid. Vozrozhdenie religioznykh nauk / Abu Khamid Mukhammad al'-Gazali at-Tusi. Per. s arab. yaz. knigi “Ikhia’ ‘ulum ad-din”. V 10 tomakh. T. 1, 2-e izdanie. Makhachkala: Nurul' irshad, 2011. p. 289. (in Russ.)
- Al-Gazali, Abu Khamid. Vozrozhdenie religioznykh nauk / Abu Khamid Mukhammad al'-Gazali at-Tusi. Per. s arab. yaz. knigi “Ikhia’ ‘ulum ad-din”. V 10 tomakh. T. 1, 2-e izdanie. Makhachkala: Nurul' irshad, 2011. s. 316. (in Russ.)
- Chunakova OM. Pekhleviiskii slovar' zoroastriiskikh terminov, mificheskikh personazhei i mifologicheskikh simvolov; In-t vostokovedeniya, S.-Peterburg. fil. M.: Vost. lit. P. 256—258. (in Russ.)
- Smirnov AV. Slovar' kategorii i ponyatii: arabskaya filosofiya. Universalii vostochnykh kul'tur. M.: Izd. firma “Vost. lit-ra” RAN, 2001. P. 318. (in Russ.)
- Poonawala I.K. Al-Sijistani and his Kitab al-Maqalid al-Malakutiyya; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2013. No. 4. M.: Vost. lit., 2013. P. 168.
- Al-Kirmani, Khamid ad-Din. Uspokoenie razuma (Rahat al-akl'). M.: Ladomir, 1995, p. 34. (in Russ.)
- Nasir Khusrav. Gushaiish va rakhaiish (Raskrytie i osvobozhdenie). London: I.B. Tauris, 1999. 92 p. (in Persian)
- Al-Bukhari. Sahih. Al-Riyad: Maktaba ar-rashd. 1427 y.h. / 2006, pp. 827—828. (in Arabic)
Дополнительные файлы

