Ф.М. Достоевский о причинах «замечательной нелюбви» Европы к России
- Авторы: Лагунов А.А.1, Смирнов А.Ю.1
-
Учреждения:
- Северо-Кавказский федеральный университет
- Выпуск: Том 25, № 1 (2021): ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- Страницы: 25-33
- Раздел: ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/324976
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-25-1-25-33
- ID: 324976
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена попыткой авторов применить некоторые мировоззренческие концепты Ф.М. Достоевского к осмыслению современной социокультурной действительности. Целью проведенного исследования являлось выяснение причин исторически недружественного отношения Европы к России путем анализа трудов Ф.М. Достоевского, посвященных этой проблеме. В процессе написания статьи были использованы опубликованные Дневники писателя; неизданные при жизни писателя дневниковые записи; философские размышления, содержащиеся в художественных произведениях, а также применена современная научная и научно-популярная литература, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского. В ходе анализа было выяснено, что в качестве основных причин отторжения России Европой писатель полагал исторические, вероисповедные и нравственные факторы, при этом он особенно выделял непонятное Европе бескорыстие как характеристику русского народа. Авторы обращают внимание на то, что все причины «замечательной нелюбви» Европы к России, о которых пишет Ф.М. Достоевский, прямым или косвенным образом связаны с православным вероисповеданием, поэтому попытка актуализировать мировоззренческое наследие великого писателя непременно приведет нас к дилемме: или переходить от мыслей и слов к действиям, религиозно просвещать и себя, и Европу; или заключить свое православное наследие в историко-культурологические рамки, устранив источник причин нашего отторжения европейской общественностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Об авторах
Алексей Александрович Лагунов
Северо-Кавказский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lag@mail.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института
Российская Федерация, 355000, Ставрополь, ул. Пушкина, 1Андрей Юрьевич Смирнов
Северо-Кавказский федеральный университет
Email: andreysmirnov18@yandex.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института
Российская Федерация, 355000, Ставрополь, ул. Пушкина, 1Список литературы
- Dostoevsky FM. A Writer's Diary. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus publ.; 2015. 464 p. (In Russian).
- Belov VN. Introduction to the philosophy of culture. Moscow: Academic Project; 2008. 239 p. (In Russian).
- Dostoevsky FM. The Brothers Karamazov. In: Complete collected works in 30 vols (1972—1990). Vol. 14. Leningrad: Nauka publ.; 1976. 544 p. (In Russian).
- The unpublished Dostoevsky: Diaries and notebooks (1860—81). Moscow: Nauka publ.; 1971. 728 p. (In Russian).
- Seleznev YuI. Dostoevsky. Moscow: Mol. Gvardiya publ.; 1981. 543 p. (In Russian).
- Belov VN, Kolychev PM. Sud'by marksizma i empiriokrititsizma v Rossii. Razmyshleniya o knige D. Steily. Voprosy filosofii. 2014;(7): 102—107. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Crime and Punishment. In: Complete collected works in 30 vols. Vol. 6. Leningrad: Nauka; 1973. 467 p. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Notes from Underground. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus publ.; 2016. 256 p. (In Russian).
- Nizhnikov SA, Lagunov AA. Fil i Sof: dialogi o vechnom i prekhodyashchem. Rossiya i Evropa: bor'ba za veru. Space and Time. 2015; 4(22): 54—67. (In Russian).
- Dushina TV, Lagunov AA. Social Factors Religio-Philosophical Reflection. RUDN Journal of Philosophy. 2010;(1): 57—64. (In Russian).
Дополнительные файлы
