От православного мессианизма к доктрине «мировой революции»: преемственность или радикальный разрыв с прошлым?
- Авторы: Румянцева Т.Г.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 2 (2021): ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
- Страницы: 328-339
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ. ЯЗЫК. ОБЩЕСТВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325002
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-2-328-339
- ID: 325002
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В ХVI в. Москва провозглашает себя «третьим Римом», открывая тем самым для себя доктрину «особого пути», или русского православного мессианизма. С середины ХIХ столетия представление об уникальной всемирно-исторической роли России выходят за рамки исключительно церковных дискуссий, и идея о «Москве как третьем Риме» приобретает важное место в структуре имперской идеологии. Даже после невиданного в истории революций разрыва с прошлым в октябре 1917 г. страна не откажется от идеи мессианизма, которая органически «впишется» в структуру советской идеологии. При этом реанимация мессианских настроений будет осуществляться здесь в формате доктрины «Всемирной Республики Советов» и/или «Мировой революции». Разумеется, ряд системообразующих элементов старого мессианизма будет претерпевать существенную трансформацию, которую, тем не менее, трудно назвать секуляризацией. Цель данной статьи показать, что временной интервал с 1917-го до середины 1930-х гг. вполне может быть описан с помощью своеобразной диалектики единства радикального разрыва с прошлым и специфически проявившейся преемственности с ним. Впоследствии, несмотря на масштабные изменения сначала советского, а затем и российского общества, идея «особости» российского пути, включая и специфическое восприятие собственного прошлого, будет по-прежнему оставаться влиятельным политическим брендом. Такого рода дискурс должен выглядеть сегодня исключительно архаично, однако он так и не станет атрибутом далекого прошлого, сохраняя привлекательность со стороны ряда россиян и даже приобретая статус государственной идеологии.
Об авторах
Татьяна Герардовна Румянцева
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: t.rumyan30@gmail.com
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук
Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, 4Список литературы
- The message of Philotheus, hegumen of the Elizarovskaya desert, to the Sovereign Great Vasily Ivanovich of All Russia. BAN, collected. F. Pligina. No. 57, 21.5.15, hands. XVII century. A. 121. (In Russian).
- Atnashev T, Velizhev M, Zorin A. (eds.). A special way: from ideology to the method. Moscow: New Literature Review; 2018. (In Russian).
- Herder IG. Ideas for the philosophy of the history of mankind. M., 1977. (In Russian).
- Uvarov SS. On some common principles that can serve as leadership in the management of the Ministry of Education. 1833. In: River of the time. Iss. 1. Moscow; 1995. (In Russian).
- Uspenskii BA. A brief outline of the history of the Russian literary language (XI—XIX centuries). Moscow; 1994. (In Russian).
- Mamardashvili MK. Essay on modern European philosophy. Moscow : Progress-Tradition; 2010. (In Russian).
- Engels F. The principles of communism. In: K. Marx, F. Engels. Works. 2nd ed. Vol. 4. Moscow; 1955. (In Russian).
- Berdyaev NA. The religious foundations of Bolshevism. Russian Liberty. 1917; (16—17). URL: https://legitimist.ru/lib/philosophy/n_berdyaev_duhovnye_osnovy_ russkoj_revolyucii.pdf (In Russian).
- Berdyaev NA. Origins and the meaning of Russian communism. Moscow: Science; 1990. (In Russian).
Дополнительные файлы
