Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века
- Авторы: Евлампиев И.И.1, Матвеева И.Ю.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Российский государственный институт сценических искусств
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020): ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 165-180
- Раздел: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325036
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2-165-180
- ID: 325036
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается, как изменялся смысл принципа «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого и как этот принцип оценивался в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века. В ранней версии учения Толстого, изложенной в книге «В чем моя вера?», принцип непротивления понимался в моральном смысле, в качестве нормы для всех людей; его исполнение должно привести к совершенству земной жизни. Это представление Толстого было подвергнуто резкой критике его современниками, которые отмечали, что в учении Толстого не остается подлинно религиозного содержания, оно превращается в утилитарное учение о земном прогрессе человечества. Учитывая эту критику, Толстой в более поздних работах изменил свое понимание принципа непротивления. Проводя различие между двумя уровнями человеческой жизни - «животной» и божественной, Толстой признал указанный принцип законом именно божественной жизни человека. В результате принцип непротивления приобрел религиозный, а не моральный смысл, поскольку переход человека к божественной жизни означает мистическое преображение его бытия. Он осознает свое сверхпространственное и сверхвременное единство со всеми людьми и со всем бытием и поэтому может оценивать последствия своих поступков не только в ограниченной сфере своей жизни, но и во всем бесконечном бытии. В связи с этим человек осознает абсолютное превосходство добрых поступков над злыми, даже если последние совершены ради противостояния злу. Показано, что к аналогичному пониманию религиозного смысла принципа непротивления пришли в конце жизни некоторые критики Толстого (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).
Об авторах
Игорь Иванович Евлампиев
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры русской философии и культуры Института философии
Университетская наб, д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034Инга Юрьевна Матвеева
Российский государственный институт сценических искусств
Email: inga.matveeva.spb@gmail.com
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы и искусства
Моховая ул., д. 34, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028Список литературы
- Tolstoy LN. What is my faith? (My religion). Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 23. Moscow: Belles-lettres; 1957. P. 304—465. (In Russian).
- Berdyaev NA. The Old and New Testaments in the religious consciousness of L. Tolstoy. L.N. Tolstoy: pro et contra. The personality and work of Leo Tolstoy in the assessment of Russian thinkers and researchers. St Petersburg: RHGA Publ.; 2000. P. 243—263. (In Russian).
- Rozanov VV. More about gr. LN. Tolstoy and his doctrine of non-resistance to evil. L.N. Tolstoy: pro et contra. P. 264—273. (In Russian).
- Tolstoy LN. About life. Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 26. Moscow: Belles-lettres, 1936. S. 313—442. (In Russian).
- Guseynov AA. Non-violence as the truth of life. Experience of non-violence in the XX century. Socio-Ethical Essays. Ed. by RG. Apresyan. Moscow: Aslan; 1996. P. 236—264.
- Tolstoy LN. Diaries (1901—1903). Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 54. Moscow: Belles-lettres; 1935. S. 2—203. (In Russian).
- Tolstoy LN. Diaries (1904—1906). Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 55. Moscow: Belles-lettres; 1937. S. 2—292. (In Russian).
- Tolstoy LN. Diaries (1895—1899). Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 53. Moscow: Belles-lettres; 1953. P. 2—235. (In Russian).
- Gelfond ML. L.N. Tolstoy — moral thinker. Materials of the international scientific conference “Tolstoy Readings — 2016”. Moscow: RG-Press; 2017. P. 203—211. (In Russian).
- Tolstoy LN. Way of life. Tolstoy LN. Complete Works in 90 vols. Vol. 45. Moscow: Belles-lettres; 1956. P. 12—496. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Demons. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 10. Leningrad: Science; 1974. 517 p. (In Russian).
- Berdyaev NA. Russian idea. The main problems of Russian thought of the XIX century and the beginning of the XX century. About Russia and Russian philosophical culture. Philosophers of Russian post-October emigration. Moscow: Science; 1990. P. 43—271. (In Russian).
- Karsavin LP. Church, personality and state. Karsavin LP. Works. Moscow: Rarity; 1993. P. 403—442. (In Russian).
- Karsavin LP. On the essence of Orthodoxy. Karsavin LP. Works. P. 359—402. (In Russian).
- Matveeva IYu, Evlampiev II. L. Tolstoy's religious doctrine and L. Karsavin's concept of personality. Soloviev studies. 2019. No. 3. P. 150—161. (In Russian).
- Evlampiev II. Leo Tolstoy and the search for true Christianity in Russian philosophy. Philosophical sciences. 2018. No. 8. P. 90—107. (In Russian).
Дополнительные файлы
