От диалогической онтологии к теории семиосферы: философия диалога культур М. Бубера и Ю.М. Лотмана
- Авторы: Волкова А.А.1
-
Учреждения:
- Дистанционная образовательная межуниверситетская площадка «Универсариум»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020): ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 276-285
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325044
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2-276-285
- ID: 325044
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время диалог рассматривается как основа культурного бытия, а диалог культур стал ключевым понятием современной философской мысли. Понятие диалога трансформировалось на протяжении прошлого столетия, обрастая новыми смыслами и меняя свое внутреннее содержание от понимания его как обычного обмена информацией до сложного творческого взаимодействия и взаимовлияния различных культурно-ценностных сознаний. Субъектами диалога теперь становятся не только различные личности, но и целые этносы, культуры, цивилизации, тем самым расширяя функционирование диалога до средства развития межкультурных, межэтнических и межцивилизационных отношений и подчеркивая общность мирового исторического процесса и культурного наследия человечества. Появившись как форма межличностных отношений в онтологии М. Бубера, который один из первых акцентировал внимание на переходе отношений от «субъект - объект» к «субъект - субъект», понятие «диалога» стало важнейшим философским понятием всей середины XX века. Но абсолютно новый поворот развития теории диалога, да и всей человеческой культуры в целом, был обусловлен концепцией семиосферы Ю.М. Лотмана. Статья посвящена рассмотрению генезиса философской концепции диалога культур в XX веке. Основное внимание уделено ее зарождению в начале XX столетия в теологической концепции М. Бубера и точке ее максимального развития в семиотической философии Ю.М. Лотмана.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Алексеевна Волкова
Дистанционная образовательная межуниверситетская площадка «Универсариум»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dead-ligeya@mail.ru
главный методист
Остаповский проезд, д. 3, Москва, Российская Федерация, 109316Список литературы
- Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 175 c.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Издательство АСТ, 1999. 590 c.
- Длугач Т.Б. Диалог в современном мире: М. Бубер — М. Бахтин — В. Библер // Историко-философский ежегодник. М., 2015. С. 191—242.
- Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy2.ru/iphras/library/lifinceva.html (дата обращения 28.05.2018).
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 c.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 479 c.
- Панова Л.Н. М.М. Бахтин и Ю.М. Лотман: диалог о диалоге // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6. С. 57—60.
- Chistyakova O.V. Russian Religious Philosophy as the Basis for State Identity. Journal of Eurasian Research. 2017. V. 2. No. 1. P. 13—17.
Дополнительные файлы
