От онтологии поступка к исторической ответственности: методология философского исследования
- Авторы: Аникин Д.А.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Томский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 457-466
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325058
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-457-466
- ID: 325058
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье автор анализирует методологические подходы к исследованию понятия «историческая ответственность», сравнивая немецкую традицию изучения (Х. Арендт, Т. Адорно) с онтологией поступка М.М. Бахтина. В немецкой традиции, сложившейся под влиянием осмысления Второй мировой войны, упор делается на восприятии ответственности в контексте соотношения с виной, в результате чего возникает существенный вопрос о природе ответственности и ее границах. В частности, Х. Арендт формулирует понятие «банальность зла», акцентируя внимание на исчезновении внутреннего восприятия ответственности, но не решает вопрос об истоках возникновения подобного чувства. Русская религиозная традиция, представленная М.М. Бахтиным, позволяет предложить способ решения поставленных вопросов в силу выявления онтологических оснований индивидуальной ответственности. Тем не менее, выводы М.М. Бахтина имеют большое значение и для решения проблемы коллективной ответственности. Бахтин обращается к ответственности как к онтологической характеристике человеческого существования, противопоставляя ее свободе. Ответственность проявляется в поступках, но онтологически предшествует отдельному действию, совершаемому человеком. Роль поступка в том, что он позволяет самому человеку осознать груз ответственности и действовать исходя из этих предпосылок. Перенос методологии Бахтина с индивидуальной на коллективную ответственность позволяет связать момент ее возникновения не с публичным признанием, а с самим фактом вступления индивида в определенное сообщество. Онтологическая целостность индивида приобретает и социальное измерение, причем не только синхроническое, но и диахроническое. По мнению автора, применение методологии Бахтина в сфере социальных исследований позволяет рассматривать проблемы исторической ответственности в контексте более фундаментальных философских вопросов о соотношении индивидуальной и коллективной идентичности, динамики идентичности, сочетании нормативности и вариативности в человеческом поведении.
Ключевые слова
Об авторах
Даниил Александрович Аникин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dandee@list.ru
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и теории политики, Московский государственный университет, Москва, Россия; научный сотрудник, Томский государственный университет, Томск, Россия
Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; пр. Ленина, 36, Томск, Томская обл., Российская Федерация, 634050Список литературы
- Jaspers K. Question of guilt. On Germany 's political responsibility. Moscow: Progress, 1999. 218 p.
- Adorno T. What is meant by “working out the past”. Neprikosnovennyj zapas. 2005; (2—3): 36—45.
- Arendt H. Responsibility and judgment. Moscow: Gaidar Institute Publishing House, 2013. 368 p.
- Bakhtin MM. Art and Responsibility. In: Bakhtin MM. Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Art, 1986. P. 7—8.
- Pechey G. Mikhail Bakhtin: The Word in the World. London: Routledge; 2007. 202 p.
- Belov VN. "Eternal Problems" in the Study of Creativity of M.M. Bakhtin. Filosofskij poliglot: Zhurnal mezhdunarodnogo centra izucheniya russkoj filosofii. 2017; 1: 143—155.
- Belov VN. Perception of M.M. Bakhtin in the West: some general comments. RUDN Journal of Philosophy. 2017; 21(1):93—97.
- Bakhtin MM. To Philosophy of Action. Philosophy and Sociology of Science and Technology. Yearbook 1984—1985. Moscow: Nauka; 1986. P. 80—160.
- Burton S. Bakhtin, Temporality, and Modern Narrative: Writing “the Whole Triumphant Murderous Unstoppable Chute”. Comparative Literature. 1996; 48 (1): 39—64.
- Hirschkop K, Shepherd D. Bakhtin and cultural theory. Manchester University Press; 1989. 188 p.
- Shevtsova M. Dialogism in the Novel and Bakhtin's Theory of Culture. New Literary History. 1992; 23 (3): 747—763.
- Guseynov AA. The Philosophy of the Act as the First Philosophy (An Interpretation of Bakhtin’s Moral Philosophy. Voprosy Filosofii. 2010: 6: 59—72.
- Pisarchik TP. Development of the methodology of humanitarian knowledge and the problem of dialogue in the concept of M.M. Bakhtin. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; (7): 46—54.
- Morson GS, Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of a prosaics. Stanford: Stanford university press, 1990. 530 p.
- Kim G. Mikhail Bakhtin: The philosopher of human communication. The University of Western Ontario Journal of Anthropology. 2004; (1): 53—62.
- Schuster C. Mikhail Bakhtin as Rhetorical Theorist. Landmark Essays on Bakhtin, Rhetoric and Writing. Ed. Frank Farmer. Mahwah: Hermagoras Press; 1998. P. 1—14.
- Olkhov PA. Historism M.M. Bakhtin and modern problems of epistemology of historical knowledge. Filosofiya i kul'tura. 2011; (7): 116—124.
Дополнительные файлы
