Синтез культур Востока и Запада в философии Б.Д. Дандарона
- Авторы: Уланов М.С.1
-
Учреждения:
- Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 502-511
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325061
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-502-511
- ID: 325061
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается феномен синтеза культур Востока и Запада в религиозной философии Б.Д. Дандарона - одного из наиболее известных представителей российского буддизма в XX веке. С его неординарной личностью связано и начало распространения буддийского учения в русском обществе. Дандарон занимался активной йогической, тантрической практикой, а также давал наставления тем, кто интересовался буддизмом. В результате вокруг него стал формироваться небольшой круг людей, которые пытались изучать и практиковать буддизм. Дандарон занимался также буддологической деятельностью, изучал тибетскую историю и историографию, описал тибетскую коллекцию рукописей. Указывается, что Дандарон не только сделал попытку рассмотреть буддизм с позиции западной философии, но создал собственное учение, получившее название «необуддизм». В результате ему удалось провести творческий синтез буддийской философии с западной философской традицией. По сути, им была разработана претендующая на универсализм философская система, синтезировавшая буддийские и западные духовные достижения. Пытаясь синтезировать восточные и западные традиции философской мысли, Дандарон обращался к известным компаративистским работам индийского мыслителя С. Радхакришнана и отечественного буддолога Ф.И. Щербатского. Автор отмечает также влияние на философию необуддизма идей В.Э. Сеземана, философа-неокантианца, с которым Дандарон был лично знаком. Идея необуддизма имела не только философско-теоретический, но и практический аспект, поскольку рассмотрение буддизма с позиции западной философии способствовало привлечению к данной религии людей западной культуры. В целом, стремление Дандарона создать универсальную синтетическую философскую систему находилось в русле философских и духовных исканий русской философии, и было отчасти связанo с традиционной проблемой «Восток-Запад», которая всегда была актуальной для России.
Ключевые слова
Об авторах
Мерген Санджиевич Уланов
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ulanov1974@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии
ул. Пушкина, д. 11, Республика Калмыкия, Элиста, Российская Федерация, 358000Список литературы
- Belka L. Mandala Dandarona: vizual'naya reprezentaciya istorii buddijskoj obshchiny sovetskogo perioda. Tartaria Magna. 2012; (1): 148—168. (In Russian).
- Morozova MB. Tragediya Bidii Dandarona kak otrazhenie sud'by buddizma v Rossii posle nacional'noj katastrofy 1917 goda. Svet Hristov prosveshchaet vsekh: Al'manah Svyato-Filaretovskogo pravoslavno-hristianskogo instituta. 2016; (18): 98—113. (In Russian).
- Lepekhov SYu. Vydayushchijsya buddolog i buddijskij religioznyj deyatel' (k 100-letiyu B.D. Dandarona). Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2014; (4): 318—327. (In Russian).
- Novaya filosofskaya enciklopediya. V chetyrekh tomah. Moscow: Mysl'; 2010. Vol. III. P.511. (In Russian).
- Jonkus D. Rukopisi Vasiliya Sezemana v Vil'nyuse i v Ulan-Ude. Predislovie k publikacii rukopisej Vasiliya Sezemana — Sheler, Losskij, Bergson (1950—1955 gg.). HORIZON. Fenomenologicheskie issledovaniya. 2017(1): 201—210. (In Russian).
- Ulanov MS. Buddijskaya tradiciya v SSSR vo vtoroj polovine HKH veka (social'no-filosofskij analiz). Vestnik Kalmyckogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; (2): 107—112. (In Russian).
- Dandaron BD. Pis'ma o buddijskoj etike. Saint Petersburg: Aletejya; 1997. 350 p. (In Russian).
- Dandaron BD. Mysli buddista. «CHernaya tetrad'». Saint Petersburg: Aletejya; 1997. 244 p. (In Russian).
- Bazarov AA, Cyrempilov NV. Tibetologiya sovetskogo perioda v Buryatii. Ocherk vtoroj. Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2012; (3): 228—242. (In Russian).
- Sumba-Hambo. Istoriya Kukunora, nazyvaemaya «Prekrasnye noty iz pesni Brahmy». Moscow: Nauka; 1972. 166 p. (In Russian).
- Istochnik mudrecov: Tibetsko-mongol. terminol. slovar' buddizma. Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1968. Vol. 1, 1968. 166 p. (In Russian).
- Garmaev DO. Filosofskie osnovy neobuddizma B.D. Dandarona: diss. abstract. Moscow; 2005. 24 p. (In Russian).
- Al'bedil' MF. O neobuddizme B.D. Dandarona. Uchenie Buddy v Rossii 250 let institutu Pandito Hambo-lam. Saint Petersburg: Institut vostochnyh rukopisej RAN; 2015. P.145—154. (In Russian).
- Nacog-Randol. Karnatantra, opora velikogo ucheniya, nazyvaemaya «Zercalo mekhanizma glubokogo soderzhaniya». URL: http://www.dandaron.ru/rus/theory/ karnatantra.html (In Russian).
- Lepekhov SYu. B.D. Dandaron — buddolog, tibetolog, filosof. Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2012 (3): 259—266. (In Russian).
Дополнительные файлы
