О влиянии переводов религиозно-философских текстов буддизма на литературу и искусство средневекового Китая
- Авторы: Косыхин В.Г.1, Малкина С.М.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 601-608
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325068
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-601-608
- ID: 325068
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эпоха династии Тан (618-907) стала периодом великого расцвета всех сторон жизни китайской культуры, когда перемены охватили самые разные сферы философии, искусства и литературы. Статья рассматривает роль, которую сыграли в этой культурной трансформации переводы с санскрита на китайский язык религиозных и философских текстов индийского буддизма. Демонстрируется специфика китайского подхода к переводу индийских текстов, когда, на первоначальном этапе, многие произведения переводились в достаточно свободном стиле из-за нехватки точно установленных соответствий между санскритскими и китайскими философскими терминами. Авторы выявляют два дополнительных фактора, которые оказывали влияние на характер переводов. Во-первых, это требование соответствия нормам общественной, главным образом конфуцианской, морали. Во-вторых, адаптация индийского философского контекста к китайским культурным и мировоззренческим традициям, что привело к появлению новых, не известных в самой Индии школ религиозно-философской мысли, таких как Тяньтай, Цзинту или Чань, каждая из которых по-своему повлияла на искусство Средневекового Китая. Особое внимание уделяется деятельности легендарного переводчика, Сюань-цзана, чье путешествие в Индию дало огромный импульс для развития китайской философии последующих столетий, а так же тому вкладу в китайскую культуру и искусство, который внесла переводческая деятельность «трех великих учителей эпохи Тан» Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи и Амогхаваджры.
Об авторах
Виталий Георгиевич Косыхин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: kosyhinvg@gmail.com
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии науки
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Светлана Михайловна Малкина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Email: malkinasm@gmail.com
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры теоретической и социальной философии
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Poceski M. Buddhism in Chinese History. In: The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism. Oxford: Wiley—Blackwell; 2014. P. 40—62.
- Lancaster LR. The Oldest Mahāyāna sūtra: Its Significance for the Study of Buddhist Development. The Eastern Buddhist. New series. 1975; VIII (1): 30—41.
- Ch'en Kenneth K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, New Jersey: Princeton University Press; 1964.
- Ling Haicheng. Buddhism in China. Bei Jing: Chinese Intercontinental Press; 2007.
- Torchinov EA. Buddijskaya filosofija v Kitae. In: Filosofija kitajskogo buddisma. St Petersburg: Azbuka-klassika; 2001. P. 3—40. (In Russian).
- Cao Shibang. Fact versus Fiction: From Record of the Western Regions to Journey to the West. In Wang Chichhung (ed.). Dust in the Wind: Retracing Dharma Master Xuanzang's Western Pilgrimage. Taipei: Rhythms Monthly; 2006.
- The Lotus Sutra: Revised Edition (Bdk English Tripitaka). Berkeley: BDK America; 2007.
- Kuan Ming. Popular Deities of Chinese Buddhism. Petaling Jaya: Kuan Yin Contemplative Order; 1985.
- Shi Changyu. Introduction. In trans. WJF Jenner. Journey to the West. Vol. 1. Seventh Edition. Beijing: Foreign Languages Press; 2001. P. 1—22.
- Fang Li-Tian. China’s Buddhist Culture. Singapore: Gale Asia; 2009.
- Hodge Stephen. Intoduction. In: The Maha-Vairocana-Abhisambodhi Tantra: With Buddhaguhya's Commentary. New-York: Routledge; 2015.
- Chzhou Iljan. Tantricheskij buddizm. Book I. Tantrizm v Kitaje. Moscow: Medkov S.B.; 2016. (In Russian).
- Goble G. The Politics of Esoteric Buddhism: Amoghavajra and the Tang State. In: Esoteric Buddhism in Mediaeval Maritime Asia: Networks of Masters, Texts, Icons. Singapore: ISEAS — Yusof Ishak Institute; 2016. P. 123—140.
Дополнительные файлы
