Телесно-аффективный аспект феномена в супрематизме Малевича
- Авторы: Хахалова А.А.1
-
Учреждения:
- Социологический институт РАН
- Выпуск: Том 27, № 3 (2023): «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ
- Страницы: 726-739
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325247
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-3-726-739
- EDN: https://elibrary.ru/DZHWZZ
- ID: 325247
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются телесно-аффективный аспект супрематической теории восприятия, которые позволяют увидеть структуру феномена в контексте онтологических, социально-исторических и религиозно-мистических рассуждений К. Малевича. Автор ставит задачу представить теорию восприятия Малевича с точки зрения современной теории энактивизма. Точнее, в рамках энактивизма автор обращается к теории социальных аффордансов, которая сегодня активно применяется в дизайне, гейм-индустрии и других практических сферах жизни. Автор опирается на теоретические и социально-политические статьи Малевича и вторичную исследовательскую литературу. Несмотря на изученность суперматизма в искусствоведческом ключе, автор настаивает на необходимости дальнейшего изучения теоретических работ Малевича в контексте современной философии сознания и на актуальности суперматической философии для современной культуры мышления. Автор применяет феноменолого-герменевтический метод для наиболее аутентичного представления мысли Малевича, элементы экологической психологии и энактивизма в философии сознания. В свою очередь, теория аффордансов позволяет сочетать все вышеперечисленные моменты органичным и эффективным образом. Исследование показывает, что идеи Малевича об искусстве и творчестве также имеют непосредственное родство с этой теорией. Более подробно исследуется тезис об ощущении как цели художественного высказывания. Подчеркивается, что Казимир Малевич всегда акцентировал телесно-аффективную составляющую искусства, тем самым участвуя в глобальной культурно-исторической смене представлений об искусстве; теперь искусство перестает быть элитарным, а, напротив, постоянно сопряжено в практической стороной жизни. Так, Малевич говорит о новом искусстве, которое подходит человеку нового мира, советскому гражданину. В этом контексте я связываю идею аффорданса, которая означает создание ощущения-возможности для субъективного действия (агента), с художественным актом, целью которого, согласно Малевичу, является создание эмоционального тела - аффективного ощущения. Теория социальных аффордансов, которая объясняет механизм социальной интеракции, получает свое обоснование в качестве наиболее близкой к суперматизму и адекватной объяснительной модели супрематической философии. В результате, основываясь на уже разработанной концепции телесно-аффективной динамики, автор доказывает дальновидность и новаторство идей Малевича, которые по сути предвосхищают теорию социальных, эмоциональных аффордансов общения.
Ключевые слова
Об авторах
Анна Алексеевна Хахалова
Социологический институт РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: khakhalova@mail.ru
кандидат философских наук, научный сотрудник Российская Федерация, Санкт-Петербург, 190005, ул. 7-я Красноармейская, д. 25
Список литературы
- Freud Z. Freud and the Russians: References to Russian Personalities in the Works and Letters of Sigmund Freud. Bochkareva M, transl. ERGO publ.; 2015. (In Russian).
- Malevich KS. Form, Color, Sensation. In: Black Square. Saint Petersburg: Azbuka publ.; 2001. P. 75—81. (In Russian).
- Malevich KS. Suprematism. 34 Paintings. In: Black Square. Saint Petersburg: Azbuka publ. 2001. P. 84—100. (In Russian).
- Malevich KS. Malevich’s Archiv in Stedelijk Museum. Inv. № 32 (notebook III, 1924). Amsterdam; 1924. (In Russian).
- Malevich KS. Declaration 1. In: Collected works in five volumes. Vol. 5. Works of different years. Articles, treatises, manifestos and declarations. Projects. Lectures. Recordings and notes. Poetry. Compilation, publication, introductory and final articles. Moscow: Gileja publ., 2004. P. 101—103. (In Russian).
- Mudrak MM. Kazimir Malevich and the Liturgical Tradition of Eastern Christianity. In: Betancourt R, Taroutina М, editors. Byzantium/Modernism: The Byzantine as Method in Modernity; 2015. P. 37—73. Available from: https://brill.com/display/book/edcoll/ 9789004300019/B9789004300019_004.xml (accessed: 09.01.2023).
- Khakhalova А. Byzantine Aspects in Suprematist Affective Affordances (Kazimir Malevich). In: Nogovitsin HE, editor. Byzantium, Europe, Russia: social practices and the relationship of spiritual traditions. Issue 1: materials of the international scientific conference; 2021 Oct 1—2; Saint Petersburg. Saint Petersburg: RKHGA Publishing House; 2021. P. 195—207.
- Douglas Ch. Energetic abstraction. In: Clarke Br, Henderson LD, editors. From Energy to Information: Representation in Science and Technology, Art, and Literature. Stanford University Press; 2002. P. 76—94.
- Gibson J. Ecological Approach to Visual Perception. New York: Psychology Press. Behavioral Sciences publ.; 2014. (In Russian).
- Khakhalova A. Bodily-Affective Attunement in Social Interaction. HORIZON. Studies in Phenomenology. 2021;10(1):77—95. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2021-10-1-77-95
- Knjazeva E. Enactivism. The New Form of Constructivism in Epistemology. Kvadriga: Humanitas publ.; 2014. (In Russian).
- Levina TV. “Liberated Nothingness”. Eckhart of avant-guard. RSUH/RGGU Bulletin. “Philosophy. Sociology. Art Studies” Series. 2019;(4):34—47. (In Russian). https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-34-47
- Malevich KS. A Gershenzon’s Chapter in “Suprematizm. The World as Nonobjectivity, or The Eternal Peace”. In: Black Square. Saint Petersburg: Azbuka publ.; 2001. P. 145—211. (In Russian).
- Khakhalova AA. A Passion of Russian Soul in the Context of Nikolai Berdyaev’s Philosophy. RUDN Journal of Philosophy. 2020;24(4):609–619. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-609-619
- Lacan J. Function and Field of Speech and Language in Psychoanalysis. Moscow: Gnosis publ.; 1995. (In Russian).
- Heidegger М. Being and Time. Bibikhin VV, transl. Kharkov: Folio publ.; 2003. (In Russian).
Дополнительные файлы
