Нравственные устои власти и государства в учении Ибн ал-Азрака
- Авторы: Аль-Джанаби М.М.1, Аль-юсеф Ширин М.1, Почта Ю.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 251-262
- Раздел: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325258
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-251-262
- EDN: https://elibrary.ru/HFASPZ
- ID: 325258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены основные идеи политической философии Абу Абдалла Ибн ал-Азрака ал-Гарнати (1427-1491), известного мусульманского государственного деятеля, верховного судьи Гранады юриста, дипломата, сторонника арабо-мусульманского перипатетизма, ученика выдающегося мыслителя мусульманского средневековья Ибн Халдуна (1332-1406). В истории политической философии мусульманского Востока следует отметить ряд крупных трансформаций в практике развития Арабского халифата от Мединского государства пророка до султаната в период Аббасидов, которые нашли отражение в развитии теории арабо-мусульманского государства (халифата). Основная проблема теории халифата была связана с вопросом о соотношении власти и авторитета в контексте нравственных устоев государства. Творческое наследие Ибн ал-Азрака в основном известно по его работе в жанре адаба («княжих зерцал») «Чудеса на пути, или Природа владычества». Трактат стал классикой политической философии мусульманского средневековья, в котором под влиянием аристотелевских идей особое место отводилось именно нравственным устоям власти и государства, то есть этика рассматривалась как политическая наука. В форме назидательных притч правителям и престолонаследникам в рамках учебы и воспитания разъяснялись основы управления государством. Его учение о добродетелях можно рассматривать как этический рационализм с верой в нравственное совершенствование людей власти и подданных государства. Поскольку нравы в значительной своей части являются приобретенными и человек может ими управлять, то на него возлагается задача очищения собственных нравов и их излечения. И, соответственно, в правителях можно и нужно воспитывать добродетели, поскольку от их нравов зависит благополучие государства и уммы. Именно нравственные устои власти определяют силу политического авторитета.
Ключевые слова
Об авторах
Матем Мухаммедович Аль-Джанаби
Российский университет дружбы народов
Email: pochta-yum@rudn.ru
доктор философских наук, профессор, кафедра истории философии Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Мохамад Аль-юсеф Ширин
Российский университет дружбы народов
Email: shereen.alyusf@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-8115-0310
аспирант, кафедра истории философии
Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Юрий Михайлович Почта
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: pochta-ym@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9600-2665
доктор философских наук, профессор, кафедра сравнительной политологии
Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Kirabaev NS, Al-Janabi MM. History of classical Arab-Muslim philosophy. Second edition, corrected and enlarged. Moscow: RUDN University; 2022. (In Russian).
- Kirabaev NS. Political thought of the Muslim Middle Ages. Moscow: RUDN University; 2005. (In Russian).
- Ibn al-Azrak. Badai as-sulk fi tabai al-mulk. Pt. 1. Bagdad: Ministry of Information of Iraq; 1977. (In Arabic).
- Ignatenko AA. Deception in the context of the Arab-Islamic culture of the Middle Ages. In: Odysseus. Man in history. The image of the "other" in culture. Moscow: Nauka; 1994. (In Russian).
- Sarif M. On the Necessity of Aristotle's Political Society. In: Jail ad-dirasat al-adabiyyah wal fikriyyah. 2021. N 67. (In Arabic).
- Ignatenko AA. Problems of ethics in the "princely mirrors". In: God-man-society in the traditional cultures of the East. Moscow: Nauka; 1993. (In Russian).
- Pseudo-Aristotle. Sirr al-Asrar. Kitab as-siiyasa fi tabdir ar-riiyasa. In: Al-Usul al-yunaniiya li-n-nazariiyat as-siiyasiiya fi-l-İslyam. Pt. 1. Kair; 1954. (In Arabic).
- Ignatenko AA. In search of happiness. Moscow: Mysl; 1989. (In Russian).
- Ibn al-Azrak. Raudat al-elaam bi-menzelat al-arabiya min ulum al-islam. Pt. 1. Tripoli; 1999. (In Arabic).
- Ibn al-Azrak. Badai as-sulk fi tabai al-mulk. Pt. 2. Bagdad: Ministry of Information of Iraq; 1978. (In Arabic).
- Ignatenko AA. Intrigue in the Arab-Islamic culture of the Middle Ages. In: Political intrigue in the East. Moscow: Publishing company “Eastern Literature” RAS; 2000. P. 103—143. (In Russian).
Дополнительные файлы
