Плененность и открытость как онтологические интуиции в творчестве А. Бергсона
- Авторы: Литвинов М.Ф.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 332-344
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325263
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-332-344
- EDN: https://elibrary.ru/IQHFIU
- ID: 325263
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема свободы с точки зрения недиалектического соотношения плененности бытием и открытости бытию. Такая перспектива проясняет не только основную мысль Бергсона, но и последующую некорректность сдвига внимания к полюсу открытости в герменевтическом истолковании фактичности, осуществленном Хайдеггером. Работа условно поделена на две части. В первой ставится вопрос о специфике метода, применяемого Бергсоном. Подчеркивается близость ориентации Берсгона на здравый смысл феноменологическому исследованию, при всем различии данных подходов. Дается общий разбор бергсоновских концептов, применяемых в «Эссе о непосредственных данных» и «Материи и памяти» с целью удовлетворительной постановки вопроса о свободе человека, действующего исходя из конкретных практических условий своего существования. В приспособленности интеллигибельного к прозе жизни Бергсон прочерчивает дороги свободы, учреждая незыблемыми границы плана имманентного. Во второй части анализируются эстетические следствия бергсоновской концепции восприятия и памяти, открывающей доступ к нисходящим потокам в обработке сенсорных данных. Теория длительности и тот акцент, который она ставит на ретроспекции в прояснении того, что сопровождает акт восприятия, аргументирует связь творчества с процессом актуализации виртуального. Со ссылкой на Делеза критикуется иррациональная попытка утвердить начало творчества как в небытии, так и в реализации возможного путем его ограничения. Таким образом, обращение к бергсоновским онтологическим интуициям позволяет уйти и от эстетики истока, и от логики подручного сущего в качестве первично встречаемого в мире. В заключении рассматривается полемика Бергсона с Эйнштейном, в разрешении которой логика дифференциации представляется предпочтительней логики диалектического снятия.
Ключевые слова
Об авторах
Максим Федорович Литвинов
Воронежский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: litvinov@phipsy.vsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0161-9254
кандидат философских наук, доцент, кафедра истории философии и культуры, факультет философии и психологии
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская пл., д. 1Список литературы
- Cherniavsky A. Exprimer l’esprit. Temps et langage chez Bergson. Paris: L’Harmattan; 2009.
- Bergson H. Time and Free Will: An Essay on the Immediate Data of Consciousness. In: Collected works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Moskovskij club; 1992. P. 45—155. (In Russian).
- Husserl E. Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. Moscow: Akademicheskij proekt; 2009. (In Russian).
- Bergson H. Matter and Memory. In: Collected works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Moskovskij club; 1992. P. 157—316. (In Russian).
- Montebello P. Deleuze, lecteur de Bergson. In : Bergson. Les cahiers d’histoire de la philosophie. Paris: Cerf; 2012. Available from: https://www.academia.edu/22983843/Bergson_est_il_deleuzien (accessed: 30.12.2022).
- Deleuze G. Bergsonism. In: Empiricism and Subjectivity. Kant's Critical Philosophy. Bergsonism. Spinoza. Moscow: PER SE; 2001. P. 227—322. (In Russian).
- Deleuze G. Proust and Signs. Stat'i. Saint Petersburg: Laboratoriya metafizicheskih issledovanij filosofskogo fakulteta SPbU, Aletejya; 1999. (In Russian).
- Heidegger M. Being and Time. Kharkiv: Folio; 2003. (In Russian).
- Schaeffer J.-M. L’expérience esthétique. Lonrai: Gallimard; 2015.
Дополнительные файлы
