Онтология сущностей и онтология фактов: возвращаясь к сравнению
- Авторы: Смирнов М.А.1
-
Учреждения:
- Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки»
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 345-360
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325264
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-345-360
- EDN: https://elibrary.ru/IRFTJH
- ID: 325264
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование направлено на прояснение позиции раннего Л. Витгенштейна в контексте современных дискуссий между сторонниками классической онтологии, ориентированной на понятие сущности (субстанции), и ее критиками. В качестве locus classicus субстанциальной онтологии обычно рассматривается усиология Аристотеля. Одна из отчетливых тенденций в современной философии - стремление отказаться от понятия субстанции и от видения реальности как «совокупности вещей» ( summa rerum ). Эта тенденция проходит через XX в. (Б. Рассел и др.) и составляет заметное явление в философии XXI в. Витгенштейн, который называет мир совокупностью фактов, а не вещей, во вторичной литературе устойчиво характеризуется как представитель неклассического способа мышления, выражающегося в его онтологии фактов - радикальной альтернативе по отношению к субстанциальной онтологии. Однако как эта характеристика согласуется с активным использованием в «Логико-философском трактате» терминов классического субстанциализма, восходящих к Аристотелю? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в качестве исходного пункта анализа целесообразно обратиться к работе Б. Вольневича, посвященной сопоставлению аристотелианской и витгенштейнианской онтологий, в которой констатируется как различие, так и параллелизм между ними. В настоящей статье показана ценность некоторых наблюдений Вольневича; в то же время продемонстрирована необходимость скорректировать и дополнить анализ проблемы с учетом нюансов как аристотелианской, так и витгенштейнианской онтологии. Предложенное прочтение позволяет понять раннюю философию Витгенштейна как высказывание о роли классических форм мышления для философа, предлагающего неклассическую картину мира, что помогает пролить свет на структуру современных онтологических дискуссий.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Алексеевич Смирнов
Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhailsmirnov84@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7862-0256
исследователь
Российская Федерация, 105062, Москва, Лялин пер., д. 1/36, стр. 2Список литературы
- Rescher N. Process Philosophy: A Survey of Basic Issues. Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press; 2000.
- Seibt J. Beyond Endurance and Perdurance: Recurrent Dynamics. In: Persistence. Frankfurt: Ontos; 2008. P. 133—164.
- Simons P. Processes and Precipitates. In: Everything Flows: Towards a Processual Philosophy of Biology. Oxford: Oxford Univ. Press; 2018. P. 49—60.
- Smirnov AV, Solondaev VK. Processual Logic. Мoscow; 2019. (In Russian).
- Shalack VI. Comparative Logical Analysis of Substantive and Processual Ontologies. Logical Investigations. 2020;26(2):58—86. (In Russian). https://doi.org/10.21146/2074-1472-2020-26-2-58-86
- Dupré J. Life as Process. Epistemology & Philosophy of Science. 2020;57(2):96—113. https://doi.org/10.5840/eps202057224
- Löwe EJ. The Four-Category Ontology. A Metaphysical Foundation for Natural Science. Oxford: Oxford Univ. Press; 2006.
- Smith B. Against Fantology. In: Experience and Analysis. Vienna: Öbv & Hpt; 2005. P. 153—170.
- Austin CJ. Organisms, Activity, and Being: on the Substance of Process Ontology. European Journal for Philosophy of Science. 2020;10(2). Available from: https://doi.org/10.1007/s13194-020-0278-0 (accessed: 06.11.2020).
- Black M. A Companion to Wittgenstein’s ‘Tractatus’. Ithaca (N.Y.): Cornell Univ. Press; 1964.
- Wolniewicz B. Ontology of situations: foundations and applications. Warszawa: PWN; 1985. (In Polish).
- Shapiro SJ. Aristotle, Wittgenstein and Beholding Categories. Annandale-on-Hudson: Bard College; 2013.
- James A. Neo-Aristotelian-Wittgensteinian Ontology: The Logical Form of the Proposition, Philosophical Explanation, and Categorial Thought: [dissertation]. Baltimore: Johns Hopkins Univ.; 2015.
- Surovtsev VA. Autonomy of Logic: Sources, Genesis and System of the Early Wittgenstein’s Philosophy. Tomsk: TSU Publishing House; 2001. (In Russian).
- Vasyukov VL. Situations, Events, Facts: Formal Phenomenology of Situations. Мoscow: Nauka; 2019. (In Russian).
- Wolniewicz B. A Parallelism Between Wittgensteinian and Aristotelian Ontologies. In: Transcendence in Contemporary Philosophy: Directions and Methods. Saint Petersburg: Aletheia; 2013. P. 326—339. (In Russian).
- Aristotle. Collected works in 4 vol. Vol. 1. Мoscow: Mysl; 1976. (In Russian).
- Marx W. Introduction to Aristotle's Theory of Being as Being. Dordrecht: Springer; 1977.
- Dragalina-Chernaya EG. Informal Notes on Logical Form. Saint Petersburg: Aletheia; 2015. (In Russian).
- Imai M, Gentner D. A Crosslinguistic Study of Early Word Meaning: Universal Ontology and Linguistic Influence. Cognition. 1997;62(2):169—200. https://doi.org/10.1016/s0010-0277(96)00784-6
- Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus. Мoscow: Kanon+ ROOI “Reabilitatsiya”; 2017. (In German, Russian, English).
- Copi IM. Objects, Properties, and Relations in the Tractatus. Mind. New Series. 1968;67(266):145—165. https://doi.org/10.1093/mind/lxvii.266.145
- Hume D. Works in 2 vol. Vol. 1. Moscow: Mysl; 1996. (In Russian).
- Ruf H. Wolniewicz on Wittgenstein and Aristotle. In: Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. IV. Dordrecht: Reidel, 1969. P. 218—225.
- Wittgenstein L. Notebooks 1914—1916. Мoscow: Kanon+ ROOI “Reabilitatsiya”; 2015. (In Russian).
- Makeeva LB. Language, Ontology and Realism. Мoscow: HSE Publishing House; 2011. (In Russian).
- Hardie WFR. Aristotle and the Freewill Problem. Philosophy. 1968;43(165):274—278. https://doi.org/10.1017/s0031819100009244
- Danko SV. The Disability and the Power of Will. The Comments to L. Wittgenstein’s Aphorism “The world is independent of my will”. Belgorod State University Scientific bulletin. Philosophy, Sociology, Law. 2016;38:66—70. (In Russian).
Дополнительные файлы
