Феномен дизайнирования будущего: эффект метрономов
- Авторы: Лукьянова Н.А.1, Скальная О.А.2
-
Учреждения:
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 443-456
- Раздел: НАУКА, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325271
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-443-456
- EDN: https://elibrary.ru/JSAJJH
- ID: 325271
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о природе феномена дизайнирования будущего в парадигме предметной реальности. На основании выводов И. Пригожина о процессе согласования частей в единое, сквозь установление совместного темпа становления подсистем и идей конструктивизма о том, что посредством конструирования человек постигает социальную реальность, описывается один из вариантов процесса дизайнирования будущего посредством его конструирования «расширенным Я» (extended self). Проанализировано понятие «образ вещи» как инструмента, с помощью которого конструируется будущее в пространстве актуальной предметности с ускользающими смыслами. Показано, что в повседневной реальности мы имеем дело с «вещами-в-движении» - момент, когда вещь, существующая одновременно и в офлайн-, и в онлайн-среде как некий безликий предмет, не имеющий собственника. Раскрыт механизм возникновения «эффекта метрономов» в процессах дизайнирования будущего. Доказано, что особенность современной реальности заключается в бесконечной вариативности образов будущего в пространстве обезличенной предметности, когда образы вещей «без хозяина» становятся инструментом конструирования будущего. В статье впервые отражена сущность цифровых расширений человека (extended self) как «вещей-в-движении», что определяет новую социальность и предполагает наличие иного взгляда на процессы коммуникации в социальных сетях. Выяснено, что два условия в процессах онлайн коммуникаций: «быть на связи» и «предметность потребления» позволяют объяснить сущность процессов дизайнирования будущего с ключевой ролью «расширенного Я». Делается вывод о том, что нивелирование границ между «публичным» и «личным» в онлайн-коммуникациях - это новация в процессах конструирования образов будущего, которая сегодня стала частью его процессов осознания, что является толчком при возникновении феномена дизайнирования будущего.
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Александровна Лукьянова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalialukianova04@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1186-0404
доктор философских наук, доцент, главный научный сотрудник, кафедра философии, культурологии и социологии
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41Оксана Анатольевна Скальная
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
Email: phdlife2030@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5555-7936
аспирант, младший научный сотрудник, кафедра философии, культурологии и социологии
Новгородский государственный университет имени Ярослава МудрогоСписок литературы
- Byun-Chul H. Transparent society. Moscow: Logos publ., project letterra.org; 2014. (In Russian).
- Knabe GS. Semiotics of culture: Konspekt uchebnogo kursa. Moscow: Russian state university for the humanities publ.; 2005. (In Russian).
- Bauman Z. Fluid modernity. Saint Petersburg: Piter publ.; 2008. (In Russian).
- Kastoriadis K. The imaginary establishment of society. Мoscow: Logos publ., GNOSIS; 2003. (In Russian).
- Sande Ö. Future consciousness. Journal of Peace Research. 1972;9(3):271—278. https://doi.org/10.1177/002234337200900307
- Galtung J, Inayatullah S. Macrohistory and macrohistorians: Perspectives on individual, social, and civilizational change. Westport: Praeger publ.; 1997.
- Trommsdorff G. Future orientation and socialization. International Journal of Psychology. 1983;18(5):381—406. https://doi.org/10.1080/00207598308247489
- Seginer R. Future orientation: A conceptual framework. Future orientation. Boston, MA: Springer publ.; 2009. P. 1—27. https://doi.org/10.1007/978-0-387-88641-1_1
- Baumeister RF, Vohs KD. Introduction to the special issue: The science of prospection. Review of General Psychology. 2016;20(1):1—2. https://doi.org/10.1037/gpr0000072
- Bootz J.-P. Strategic foresight and organizational learning: A survey and critical analysis. Technological Forecasting and Social Change. 2010;77(9):1588—1594. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2010.06.015
- Szpunar KK, Spreng RN, Schacter DL. Toward a taxonomy of future thinking. Seeing the future: Theoretical perspectives on future-oriented mental time travel. Oxford University Press publ.; 2016. P. 21—35. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/ 9780190241537.003.0002
- Seligman ME, Railton P, Baumeister RF, Sripada C. Navigating into the future or driven by the past. Perspectives on Psychological Science. 2013;8(2):119—141. https://doi.org/10.1177/1745691612474317
- Berntsen D, Bohn A. Remembering and forecasting: The relation between autobiographical memory and episodic future thinking. Memory & Cognition. 2010;38(3):265—278. https://doi.org/10.3758/MC.38.3.265
- Chernikova IV. The all-encompassing phenomenon of evolution and humanity. Tomsk: Tomsk university publ.; 1994. (In Russian).
- Lektorski VА, Trufanova EO, Farman IP, editors. Constructivism in the theory of cognition. Мoscow: Institute of Philosophy, Russian Academy of Science; 2008. (In Russian).
- Prigozhin I. Rediscovery of time. Philosophy. 1989;8:3—19. (In Russian).
- Prigozhin I. From existing to emerging. Мoscow: Nauka publ.; 1985. (In Russian).
- Prigozhin I, Stengers I. Order Out of Chaos: Man's New Dialogue with Nature. Arshinov VI, Klimontovich JL, Sachkov JV, editors. Moscow: Progress publ.; 1986. (In Russian).
- Prigozhin I, Stengers I. Time, chaos and quant. Moscow: Progress publ.; 1999. (In Russian).
- Soldatova GU, Voykunski AE. Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: А New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021;18(3):431—450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 (In Russian).
- Zigmundt B. Does the richness of the few benefit us all? Мoscow: Gaidar Institute publ.; 2015. (In Russian).
- Lukianova NA, Chen S-T, Cheng K-Y, Skalnaya OA. Intersubjectivity in the construction of the presentive world of images of the future. Memoirs of Novgorod State University. 2021;2(35):251—257. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.2(35).251-257 (In Russian).
- Knyazeva EN. Designing the Future. Economic strategies. 2010;4. Available from: http://futurologija.ru/bibl/knyazeva-e-n-konstruirovanie-budushhego/ (accessed: 01.02.2021). (In Russian).
- Eco U. Full back! “Hot wars” and populism in mass media. Moscow: Astrel publ.; 2012. (In Russian).
- Wellman B. Physical Place and Cyberspace: The Rise of Personalized Networks. International Urban and Regional Research. 2001;25:227—252.
- Yu C-Y. Embedded Temporal Experience: An Analysis of the Temporal Structure of Social Media Usage in Daily Life. Available from: https://www.airitilibrary.com/Publication/alDetailedMesh?docid=P20161123001-201806-201811190001-201811190 001-1-57 (accessed: 21.10.2020). (In Russian).
- Hongladarom S. Personal Identity and the Self in the Online and Offline. World Minds and Machines. 2011;21(4):533—548. Available from: https://philpapers.org/rec/HONPIA-2 (accessed: 22.10.2020). (In Russian).
- Trufanova EO. The subject and cognition in the world of social constructions. Мoscow: Kanon+RООI «Reabilitation» publ.; 2018. (In Russian).
- Goncharenko MV, Lukianova NA. Visualizing Future: Overview of Research Approaches. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021;6(1):79—85. https://doi.org/10.25206/2542-0488-2021-6-1-79-85
Дополнительные файлы
