Педагогика профессиональной деятельности в постмодернистском обществе: дихотомия профессиональной нестабильности и цифровой революции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью настоящей статьи является анализ педагогики профессиональной деятельности (педагогики труда) и ответ на вопрос, как она реагирует на вызовы безработицы и отсутствия занятости, характерные для рынка труда и актуальные для современного общества. Авторы статьи рассматривают концепции нигилистической педагогики и «конца труда», выявляя два подхода: к активной и пассивной нигилистической педагогике. Пассивный подход, основанный на смирении, противопоставляется активному подходу, в котором педагогика труда предлагает инструменты для решения текущих проблем. Авторы данной статьи поддерживают идею о том, что педагогика как человеко-ориентированная наука не может принять позицию пассивного нигилизма при рассмотрении труда в современном обществе. Чтобы лучше понять динамику, связанную с обеспечением занятости и корректирующими решениями педагогики, авторы проанализировали мысли трех современных философов: Зигмунта Баумана, Джереми Рифкина и Доминика Меда. Эти авторы пересмотрели концепцию труда в связи с преобразованиями, вызванными глобализацией, появлением новых коммуникационных технологий и цифровой занятостью. Данные изменения побудили переосмыслить не только концепцию труда, но и основные модели педагогики профессиональной деятельности в западном мире: капитализм и марксизм. В свете нынешних вызовов педагогика труда нуждается в переосмыслении, начиная с проблемы трудоустройства и фокусируя внимание на новых профессиях, востребованных в эпоху интернета. Объединив интерпретации труда в теориях Баумана, Рифкина и Меда, можно предложить особую педагогику труда в эпоху перемен, а также наметить новые, актуальные для современного периода ценности образования, сопровождаемые ею.

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: de-martino-m@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3903-6532

доцент кафедры маркетинга, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Роберта Алонци

Российский университет дружбы народов

Email: alontsi-r@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3604-3283

профессор кафедры иностранных языков, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Эмануэле Изидори

Римский университет «Форо Италико»

Email: emanuele.isidori@uniroma4.it
ORCID iD: 0000-0002-5214-6015

профессор кафедры наук об активности и здоровье человека

Итальянская Республика, 00135, Рим, Пьяцца Л. Де Босис, д. 6

Список литературы

  1. Alessandrini G. Pedagogia delle risorse umane e delle organizzazioni. Milano: Guerini studio; 2004.
  2. Alessandrini G. La pedagogia del lavoro. Education Sciences & Society. 2012;3(2):55-72.
  3. Apple M, Kenway J, Singh M. Globalizing education: Policies, pedagogies, & politics. New York: Peter Lang Publishing; 2005.
  4. Giroux H. Public Pedagogy and the Politics of Resistance: Notes on a critical theory of educational struggle. Educational Philosophy and Theory. 2003;35(1):5-16. https://doi.org/10.1111/1469-5812.00002
  5. Rifkin J. The end of work. New York: Tarcher/Penguin; 2004.
  6. Rifkin J. The Age of Access: The New Culture of Hypercapitalism, where All of Life is a Paid-for Experience. New York: Putnam Publishing Group; 2000.
  7. Means A. Learning to save the future: Rethinking education and work in an era of digital capitalism. 1-st ed. New York: Routledge; 2018.
  8. Fraile J, Vera C. Un nuevo modelo de formación para el siglo XXI: la enseñanza basada en competencias. Barcelona: Davinci; 2008.
  9. Díez Gutiérrez E. La globalización neoliberal y sus repercusiones en educación. Revista electrónica interuniversitaria de formación del profesorado. 2010;13(2):23-38.
  10. Ritzer G. The McDonaldization of Society: Into the Digital Age. 10-th ed. New York: SAGE Publications; 2020.
  11. Bocca G. Pedagogia del lavoro. Brescia: La scuola; 1998.
  12. Bauman Z. Liquid Modernity. 1-st ed. Cambridge: Polity; 2000.
  13. Bauman Z. Work, consumerism and the new poor. 2-nd ed. Milton Keynes: Open Univ. Press; 2005.
  14. Bauman Z. Globalizzazione e glocalizzazione. Roma: Armando editore; 2005.
  15. Bauman Z. Postmodern Ethics. 1-st ed. Oxford: Blackwell; 1993.
  16. Serres M. Petite poucette. Paris: Editions le Pommier; 2012.
  17. Pignalberi C. Le employability e le soft skills per orientarsi e dirigersi nel lavoro del futuro: il contributo della pedagogia del lavoro. Education Sciences & Society. 2020;(2):155-176. https://doi.org/10.3280/ess2-2020oa9408
  18. Méda D. Au-delà du PIB. Pour une autre mesure de la richesse. Paris: Flammarion; 2008.
  19. Méda D. Travail, la révolution nécessaire. La Tour-d’Aigues: Editions de l'Aube; 2010.
  20. Bourg D, Kaufmann A, Méda D. L’Âge de la transition. En route pour la reconversion écologique. Paris: Les Petits Matins; 2016.
  21. Larrouturou P, Méda D. Einstein avait raison: il faut réduire le temps de travail. Ivry-sur-Seine: Éditions de l’Atelier; 2016.
  22. De Masi D. Lavorare gratis, lavorare tutti. Milano: Rizzoli; 2017.
  23. Schaub H, Zenke K. Wörterbuch zur Pädagogik. München: Deutscher Taschenbuch Verlag; 2007.
  24. Manici S. Per una pedagogia del soggetto: la centralità della persona negli interventi educativi. Ricerca Psicoanalitica. 2022;33(1):55-67. https://doi.org/10.4081/rp.2022.607
  25. Cegolon A. Oltre la disoccupazione. Per una nuova pedagogia del lavoro. Roma: Studium; 2020.
  26. Reyero García D. Pensar educativamente el trabajo. Revista Complutense de Educación. 1999;10(1):93-104.
  27. Cegolon A. Lavoro e pedagogia del lavoro: origine, sviluppo, prospettive. Roma: Studium; 2020.
  28. Alessandrini G, Pignalberi C. Le sfide dell’educazione oggi. Nuovi habitat tecnologici, reti e comunità. Lecce: Pensa Multimedia; 2012.
  29. Palma M. Verso una pedagogia del lavoro: spunti di riflessione per pensare il rapporto tra formazione e lavoro. Ricerche di Pedagogia e Didattica Journal of Theories and Research in Education. 2018;13(3):27-54.
  30. Smith D. Grassroots associations. Thousand Oaks. California: Sage Publications; 2000.
  31. Stebbins R. Personal Decisions in the Public Square: Beyond Problem Solving into a Positive Sociology. 1-st ed. New York: Routledge; 2009.
  32. Stebbins R. The Idea of Leisure: First Principles. 1-st ed. New York: Routledge; 2012.
  33. Kenzo M. Dialectic of Sedimentation and Innovation: Paul Ricoeur on Creativity After the Subject. New York: Peter Lang; 2009. Stebbins R. Homo otiousus: Who is this creature, does it exist, should it matter? Leisure Studies Association Newsletter. 2022;94(3):19-21.
  34. Souza K. ‘Flores da revolução’: notas para uma pedagogia do trabalho em Paulo Freire. Trabalho, Educação e Saúde. 2022;(20):1-15. https://doi.org/10.1590/1981-7746-ojs00211
  35. Trend D. Cultural pedagogy: art, education, politics. New York: Bergin & Garvey; 1992.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».