Образность в научном дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой обзор проблематики по теме образности в научном дискурсе. Анализ произведен в трех ракурсах: «концептуальном» - рассмотрены ключевые представления о роли образности в формировании научного дискурса (о метафорических схемах, лежащих в процессах мышления и научной концептуализации, о необходимости выявления и анализа данных схем в науке, о роли сравнения и аналогии в концептуальном и смысловом развертывании научного дискурса); «нарративном» - рассмотрены идеи о функции образности в развитии авторской онтологии (проблемы «конструирования риторического «Я» в научном дискурсе, «самоидентифицирующего повествования», «научной идентичности»); «коммуникативном» - выявлена специфика образности в связи с проблемой передачи знания и современных стратегий популяризации науки. Показано, что в контексте современного выявления «риторичности» научной коммуникации и обсуждения стратегий популяризации науки тематика исследования характеризуется особой актуальностью. Анализ образности в научном дискурсе затрагивает важную для современности проблему диалога науки и общества, вписывания научных достижений в социокультурные и образовательные контексты. Показано, что научная значимость исследования образности в научном дискурсе проявляется в том, что оно позволяет, во-первых, расширить понятие «научного», пересмотрев идеалы академической научности, зачастую транслирующие взгляд на науку как на «эмоционально выхолощенный» «субстрат» объективной и прозрачной истины, и тем самым преодолеть существующий коммуникативный «барьер» между социумом и научным сообществом; во-вторых, переосмыслить представления о коммуникативной специфике научного творчества и роли языка в конструировании смыслового и логико-методологического пространства науки.

Об авторах

Наталья Юрьевна Козлова

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nyu.kozlova@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0001-6418-6682

кандидат философских наук

Российская Федерация, 119991, Москва, Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Список литературы

  1. Nietzsche F. Darstellung der antiken Rhetorik. Vorlesungsaufzeichnungen. In: Bornmann F, Carpitella M, bearbeiter. Nietzsche Werke. Kritische Gesamtausgabe. Berlin, New York: Walter de Gruyter; 1995.
  2. Nietzsche F. Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinne. Available from: http://gutenberg.spiegel.de/buch/-3243/1 (accessed on 09.06.2022).
  3. Lakoff G, Johnson M. Metaphors We Live by. Moscow: Editorial URSS Publ.; 2004. (In Russian).
  4. Grady J, Oakley T, Coulson S. Blending and Metaphor. Metaphor in Cognitive Linguistics. Selected Papers from the 5th International Cognitive Linguistics Conference. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company; 1997.
  5. Krippendorff K. Major metaphors of communication and some constructivist reflections on their use. Cybernetics & Human Knowing. 1993;2(1):3—25.
  6. Hesse MB. Models and Analogies in Science. Paris: Press Notre Dame; 1966.
  7. Arbib MA, Hesse MB. The Construction of Reality. Сambridge: Cambridge University Press; 1986.
  8. Ricœur P. The Rule of metaphor. Study 8. Metaphor and reference. Horizon. Studies in Phenomenology. 2015;4(1):175—219.
  9. Riejos A, Protasenia Y. Figurative language in academic and professional engineering. VI Congresso Internacional da AELFE. Lisbon; 2007. P. 498—506.
  10. Richardt S. Metaphor in languages for special purposes: The function of conceptual metaphor in written expert language and expert-lay communication in the domains of economics, medicine and computing. Berlin: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften; 2005.
  11. De Man P. The Epistemology of Metaphor. Critical Inquiry. Special Issue on Metaphor. 1978;5(1):13—30. https://doi.org/10.1086/447970
  12. De Man P. Allegories of reading. New Haven and London: Yale University Press; 1979.
  13. Lakoff G, Núñez R. Where Mathematics Comes From: How the Embodied Mind Brings Mathematics into Being. New York: Basic Books; 2000.
  14. Mach E. Die Vergleichung als wissenschaftliches Prinzip. In: Prinzipien der Wärmelehre. Hamburg: Xenomoi Verlag; 2010. S. 396—405.
  15. Strub C. Eine These zur Geschichte der Ähnlichkeit. In: Hermeneutik des Vergleichs. Strukturen, Anwendungen und Grenzen komparativer Verfahren. Würzburg: Königshausen und Neumann; 2011. S. 243—267.
  16. Von Sass H. Vergleiche(n). Ein hermeneutischer Rundund Sinkflug. In: Hermeneutik des Vergleichs. Strukturen, Anwendungen und Grenzen komparativer Verfahren. Würzburg: Königshausen und Neumann; 2011. S. 25—47.
  17. Gutmann M, Rathgeber B. Vergleichen und Vergleich in den Wissenschaften. Exemplarische Rekonstruktionen zu einer grundlegenden Handlungsform. In: Hermeneutik des Vergleichs. Strukturen, Anwendungen und Grenzen komparativer Verfahren. Würzburg: Königshausen und Neumann; 2011. S. 49—75.
  18. Ricœur P. The Rule of metaphor. Study 8. metaphor and philosophical Discourse. Horizon. Studies in Phenomenology. 2013;2(2):106—150. (In Russian).
  19. Vico G. Principles of a new science of the common nature of nations. Guber AA, transl. Moscow, Kiev: «REFL-book», «ISA» Publ.; 1994. (In Russian).
  20. Schlegel F. Philosophy of language and words. In: Aesthetics. Philosophy. Criticism. Vol. 2. Moscow: Iskusstvo Publ.; 1983. (In Russian).
  21. Derrida J. Fields of Philosophy. Kralechkina DYu, transl. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ.; 2012. (In Russian).
  22. Neretina SS. Tropes and concepts. Available from: http://polittheory.narod.ru/ Neretina/Tropes_and_concepts/3.htm (accessed on 09.06.2022). (In Russian).
  23. Ivanič R. Writing and identity: The discoursal construction of identity in academic writing. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company; 1998.
  24. Hyland K. Authority and invisibility: Authorial identity in academic writing. Journal of Pragmatics. 2002;34(8):1091—1112.
  25. Bertran GW. Rhetorik und Argumentation in der Philosophie. In: Handbücher Rhetorik. Handbuch Rhetorik und Philosophie. Vol. 9. Berlin, Munich, Boston: Walter de Gruyter GmbH; 2017. S. 451—471.
  26. Wallhead C. Metaphors for the self in A.S. Byatt’s «The Biographer’s Tale». Language and Literature. 2003;12(4):291—308. https://doi.org/10.1177/09639470030124001
  27. Lakoff G. Steps Toward a Neurocognitive Self: Conceptual Systems Research in the Twentyfirst Century and its Role in Rethinking What a Person Is. In: AEDEAN Select Papers in Language, Literature and Culture: Proceedings of the 17th International Conference. Vigo: University of Vigo Press; 2000. P. 47—57.
  28. Kozlova NYu. Metaphor and self-constitution of ego: language aspect. Humanities Research in the Russian Far East. 2016;3(37):101—108. (In Russian).
  29. Ervas F, Sangoi M. The Role of Metaphor in Argumentation. Metaphor and Argumentation. Isonomia, Online Journal of Philosophy — Epistemologica; 2014;(5):7—23.
  30. Hyland K. Hedging in Scientific Research Articles. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company; 1998.
  31. Calsamiglia H, Van Dijk TA. Popularization discourse and knowledge about the genome. SAGE Publications. 2004;15(4):369—389. https://doi.org/10.1177/ 0957926504043705
  32. Luzon M. Public Communication of Science in Blogs: Recontextualizing Scientific Discourse for a Diversified Audience. Written Communication. 2013;30(4):428—457. https://doi.org/10.1177/0741088313493610
  33. Hyland K. Constructing proximity: Relating to readers in popular and professional science. English for Academic Purposes. 2010;9(2):116—127.
  34. Fu X, Hyland K. Interaction in two journalistic genres: a study of interactional metadiscourse. English Text Construction. 2014;7(1):122—144.
  35. Pilkington O. The Language of Popular Science: Analyzing the Communication of Advanced Ideas to Lay Readers. Jefferson: McFarland & Company; 2018.
  36. Gross A. Starring the text. The place of Rhetoric in science studies. Carbondale, Illinois: Southern Illinois University Press; 2006.
  37. Blanchard A. Science blogs in research and popularization of science: Why, how and for whom? In: Common Knowledge: The Challenge of Transdisciplinarity. Lausanne: EPFL Press; 2011. P. 219—232.
  38. Giannoni D. Popularizing features in English journal editorials. English for Specific Purposes. 2008;27(2):212—232. https://doi.org/10.1016/j.esp.2006.12.001
  39. Beger А. Der Einsatz gezielter Metaphern in Lehrveranstaltungen im Hochschulbereich: ein Mittel zur Wissensvermittlung im Fach Psychologie. In: Korpuslinguistische Untersuchungen: Analysen einzelsprachlicher Phänomene. Berlin: Frank & Timme Verlag; 2013. S. 33—47.
  40. Littlemore J. The use of metaphor in university lectures and the problems that it causes for overseas students. Teaching in Higher Education. 2010;6(3):333—349. https://doi.org/10.1080/13562510120061205
  41. Low G, Littlemore J, Koester A. Metaphor use in three UK university lectures. Applied Linguistics. 2008;29(3):428—455. https://doi.org/10.1093/applin/amn008

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».