Фундаментализм: религиозное когнитивное предубеждение? Философский дискурс религиозного фундаментализма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время фундаментализм является одним из самых распространенных социальных феноменов. Есть два основных подхода в его понимании. Первый опирается на тех, кто воспринимает фундаментализм как движение воинствующего благочестия, присутствующее почти в любой религии, и поэтому фундаментализм не обязательно отождествляется с насилием. Второй - на тех, кто классифицирует фундаментализм как политическое движение, имеющее целью мировую власть, и поэтому оно подвержено превращению в насильственное движение. Внимательно изучив эти две точки зрения, я попытаюсь предложить несколько гипотетических вопросов. Является ли фундаментализм обычным явлением и общей чертой почти любой религии? Ответ положительный. Идентичен ли фундаментализм насильственному движению? Ответ отрицательный. Значит ли это, что фундаментализм совершенно не связан с насильственными движениями? Ответ отрицательный. Если фундаментализм не идентичен насильственным движениям, но многие фундаменталисты также могут оказаться виновниками того, что называется религиозным насилием или насилием во имя религии, то какие аргументы можно привести, чтобы удостовериться, что фундаментализм, как одна из наиболее серьезных социальных проблем нашего поколения, больше не может игнорироваться? Эта статья направлена на изучение фундаментализма с помощью эпистемологического и аксиологического критицизма, а также на исследование того, что в определенном спектре фундаментализм является формой религиозного когнитивного и поведенческого предубеждения, и его следует рассматривать одновременно и как движение воинствующего благочестия, и как политическое движение.

Об авторах

Едуардус Леманто

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lemanto@yahoo.com
аспирант кафедры социальной философии Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism. Berkeley: University of California Press; 1998.
  2. Barr J. Escaping from Fundamentalism. London: SCM Press; 1984.
  3. Grand S. What is Religious Fundamentalism? 2012 Feb 22. Available from: https://www.brookings.edu/events/what-is-religious-fundamentalism/ (accessed: 25.05.22).
  4. Armstrong K. Battle for God. New York: Alfred A. Knopf; 2000.
  5. Maarif AS. Politik Identitas dan Masa Depan Pluralisme Kita. Jakarta: PUSAD Yayasan Wakaf Paramadina; 2010.
  6. Weinberg L, Pedahzur A. Religious Fundamentalism and Political Extremism. Portland: Frank Cass Publisher; 2004.
  7. Marcovitz H. Religious Fundamentalism. San Diego: ReferencePoint Press; 2010.
  8. Wood RW, Hill PC, Williamson WP. The Psychology of Religious Fundamentalism. New York, London: The Guilford Press; 2005.
  9. Schirrmacher T. Fundamentalism: When Religion becomes Dangerous. Bonn: Verlag fur Kultur and Wissenschaft-Culture and Science Publication; 2013.
  10. Murphy N. Beyond Liberalism and Fundamentalism: How Modern and Postmodern Philosophy Set the Theological Agenda. Harrisburg-Pennsylvania: Trinity Press International; 2007.
  11. Phillips DZ. Wittgenstein and Religion. New York: Palgrave Macmillan; 1993.
  12. Plant B. Wittgenstein, Religious “Passion” and Fundamentalism. The Journal of Religious Ethics. 2013;41(2):280-309. https://doi.org/10.1111/jore.12014
  13. Adam RM. Kierkegaard’s Arguments Against Objective Reasoning in Religion. The Monist - Philosophy and Religion in the 19th Century. 1977;60(2):228-243. https://doi.org/10.5840/monist19776023
  14. Amman M, Meloy JR. Stochastic Terrorism: A Linguistic and Psychological Analysis. Perspectives on Terrorism. 2021;15(5):2-13.
  15. Singh J. The Emir of Katibah Nusantara: Bahrumsyah. Journal of Counter Terrorist Trends and Analyses. 2016;8(11):4-7.
  16. Singh B. The Revival of Al Qaeda’s Affiliate in Southeast Asia: the Jemaah Islamiyah. Journal of Counter Terrorist Trends and Analyses. 2017;9(5):5-8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».