Модернизация высшего образования для сферы туризма и гостеприимства в современных условиях: социально-философский анализ
- Авторы: Гернеший В.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 4 (2022): ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
- Страницы: 882-895
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325301
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-4-882-895
- ID: 325301
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты теоретического обобщения подходов к моделированию современного туристского образования как социокультурного феномена, вступившего в стадию нового развития под влиянием потребностей общества и внешнего воздействия. Показано, что вследствие социально-политических, экономических изменений в мире отечественная туриндустрия подверглась воздействию многочисленных негативных разнородных и разнонаправленных факторов. Такое положение привело к достаточно глубоким трансформациям в российской туриндустрии. Подчеркивается, что в настоящее время отраслевое бизнес-сообщество предъявляет более высокие требования к профессиональному уровню сотрудников, как ключевому фактору эффективной деятельности предприятий отрасли и их развития в изменяющихся условиях социально-экономической деятельности. При этом профессиональное сообщество отмечает настоятельную необходимость роста в общественном понимании престижа как собственно самой туриндустрии, так туристского профессионального образования. В статье сделан акцент на то, что отечественной туристской отрасли в ближайшие годы потребуются существенные количественные изменения в кадровом потенциале. При этом качество подготовки специалистов должно обеспечить формирование компетенций, позволяющих эффективно использовать созданную инфраструктуру, создавать уровень сервиса, соответствующий ожиданиям и запросам потребителей туристских услуг. Отмечается, что трансформация отечественной туриндустрии предопределяет изменение моделей туристского образования. Формирование моделей туристского образования рассмотрено через взаимосвязь содержания образовательного контента, осваиваемого обучающимися, и учебной деятельности, обеспечивающей качественное и полное обучение. В статье проведен социально-философский анализ основных моделей туристского образования в России, выделены некоторые общие недостатки и достоинства каждой модели. Прослеживается разнообразие методологических средств, применяемых в сегодня в сфере подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства с учетом современных условий перехода к интенсивному развитию внутреннего туризма.
Об авторах
Василий Васильевич Гернеший
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: gerneshiy-vv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3288-814X
кандидат военных наук, доцент, директор института гостиничного бизнеса и туризма
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Shashkova SN. Transformatsiya funktsii vysshego obrazovaniya v sovremennoi Rossii [Transformation of higher education functions in modern Russia]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2022;1:27—33. (In Russian).
- Shibanova EK. Modelirovanie sistemy vysshego obrazovaniya: zarubezhnyi opyt i rossiiskie tendentsii [Modeling the system of higher education: foreign experience and Russian trends]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;4:3—7. (In Russian).
- Chistyakova OV. Etnicheskii turizm kak poznanie drugogo [Ethnic tourism as cognition of another]. RUDN Journal of Philosophy. 2020;24(4):720—729. (In Russian).
- Efimov VS., Lapteva A.V., Dadasheva V.A. et al. Typology of universities, models, and tools of organizational development. Krasnoyarsk: Sibirskii federal'nyi universitet; 2018. (In Russian).
- Konstantinova LV., Shubenkova EV., Gagiev NN. et al. Trends in the development of higher education in the world and in Russia. Analytical report. Moscow: Rossiiskii ekonomicheskii universitet imeni G.V. Plekhanova; 2021. (In Russian).
- Chistyakov DI. Informatsionnoe obshchestvo i mass-media v kommunikativnom prostranstve sovremennosti [Information society and mass-media in communicative space of modernity]. RUDN Journal of Philosophy. 2013;(2):173—179. (In Russian).
- Popova OI. Transformatsiya vysshego obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Transformation of Higher Education in the Digital Economy]. Voprosy upravleniya. Upravlenie v obrazovanii. 2018;5(54):158—160. (In Russian).
- Pirogova OV. Perspektivy razvitiya turistskogo obrazovaniya [Prospects for the development of tourism education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020;6:23—34. (In Russian).
- Kuznetsova EA. Otsrochennoe vysshee obrazovanie: kak izmenyatsya rossiiskie universitety [Deferred Higher Education: How Russian Universities Will Change]. Forbes Education Contributor. 2021:12—15. (In Russian).
Дополнительные файлы
