Как возможна социальная онтология с точки зрения эпистемологии и философии языка?
- Авторы: Антоновский А.Ю.1, Бараш Р.Э.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
- Русское общество истории и философии науки
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Страницы: 607-622
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ Б. ЭПШТЕЙНА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325312
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3-607-622
- ID: 325312
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье критически рассматривается проект социальной онтологии Брайана Эпштейна. Авторы предлагают интерпретировать социальный факт как производный от соответствующей перспективы наблюдателя, осуществляющего структурную реконструкцию социального феномена и выявляют трудности на пути анализа социальных фактов, как структурно независимых от причинно детерминирующих факторов. Показано, что детерминация и основание социальных фактов не могут пониматься как асимметричные, обосновывается симметричный характер отношений между детерминируемым комплексным фактом и детерминирующими их онтологическими основаниями, а описывающие их суждения предлагается полагать эквивалентными, а также доказывается необходимость привлечения философско-научной методологии, ресурсов философии языка и эпистемологии для решения вопроса об обоснованности проектов «онтологической фиксации», которые авторы статьи предлагают рассматривать как научную классификацию. Понимание онтологии социального возможно лишь при выходе за ее пределы, а любые классификации могут быть идиосинкразиями отдельных классификаторов или наблюдателей, научно неравноценных и требующих эпистемологической оценки. Авторы отмечают, что эпистемология позволяет судить о необходимости или, напротив, искусственности, классификации, и вопрос об онтологическом основании социального факта должен решаться по аналогии. Соответственно поиск таких онтологических оснований не возможен без предварительного разрешения эпистемологической задачи: какие классификации (фиксации) «природных» или «социальных видов» структурно-необходимы (в том смысле, что их свойства проистекают из внутренний структуры), а какие - произвольно конструируются наблюдателем, исходя из его идиосинкразии или локально-исторической, культурной или идеологической позиции.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Юрьевич Антоновский
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: antonovski@iph.ras.ru
ORCID iD: 0000-0003-4209-8213
доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и философии истории МГУ, заместитель заведующего сектора социальной эпистемологии Института философии РАН
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1Раиса Эдуардовна Бараш
Русское общество истории и философии науки
Email: raisabarash@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5899-973X
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН; исследователь, Русское общество истории и философии науки
Российская Федерация, 105062, Москва, Лялин пер., д. 1/36, стр. 2Список литературы
- Durkheim E. Les Règles de la méthode sociologique. Paris: Les Presses universitaires de France; 1894.
- Hesse M. Models and Analogies in Science. Notre Dame: University of Notre Dame Press; 1966.
- Harré R. The Principles of Scientific Thinking. London: Macmillan; 1975.
- Weber M. Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus. Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1904;(20):1—54; 1905;(21):1—110.
- Coleman JS. Weber and the Protestant Ethic. A Comment on Hernes. Rationality and Society. 1989;2(1):291—294.
- Place UT. Identifying the Mind. New York: Oxford University Press; 2004.
- Smart JJC. The Mind/Brain Identity Theory. In: The Stanford Encyclopedia of Philosophy. [First published Jan 12, 2000; substantive revision May 18, 2007]. Available from: https://plato.stanford.edu/entries/mind-identity/
- Epstein B. A Framework for Social Ontology. Philosophy of the Social Sciences. 2016;46(2):147—167.
- Kripke S. Wittgenstein on rules and private language: An Elementary Exposition. Cambridge (Mass.): Harvard University Press; 1982.
- Borges HL. Analytical language of John Wilkins. In: Philosophy of Philosophy. Texts of Philosophy. Moscow: Akademicheskii proekt; fond “Mir” publ.; 2012.
Дополнительные файлы
