Фанатизм как тип ментальности в трудах Габриэля Марселя и Карен Армстронг
- Авторы: Гусейнов Ф.И.1,2
-
Учреждения:
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Страницы: 697-712
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325318
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3-697-712
- ID: 325318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается фанатический тип ментальности в его светских и религиозных формах на основе анализа трудов Габриэля Марселя и Карен Армстронг. Истоки феномена фанатизма обнаруживаются в базовых основах культуры Нового времени как времени замещения логосом мифа (Армстронг) и господства абстрактного духа (Марсель). Предпринятое французским философом и британским религиоведом осмысление оснований фанатизма как широкого феномена связывается с интерпретациями понятия трансцендентного. Хотя социально-духовная ситуация, в которой работают Марсель и Армстронг, различна, их выводы в целом совпадают и становятся особенно актуальными сегодня, когда мир оказался на грани новой мировой войны. Кратко сформулированы определения некоторых базовых категорий философии Г. Марселя - «философский опыт», «первая рефлексия», «вторая рефлексия», «фанатизированное сознание», «диспонибельность», «абстракция», «абстрактный дух», «коллективное насилие», «собственность», «бытие», «идеолог», «интерсубъективность», «идентичность» и др. Обсуждается рефлексия Габриэля Марселя в отношении принципиального отличия истинно верующего и религиозного фанатика, при том, что и там, и там речь ведется от имени абсолютных ценностей. Воля к отказу от «постановки под вопрос» объекта своей веры предполагает невосприимчивость к аргументам критического мышления, которое по определению призвано было бы выступать своего рода противоядием для фанатизма как особого типа радикального сознания. Основой фанатизма оказывается нечувствительность к тому, что является идефикс фанатика, при этом современные фанатики, в отличие от обыденного о них представления, зачастую являются хорошо образованными людьми. Это децентрированное сознание, в котором господствует «отелесненная мысль». Такая идея может именоваться идеей равенства или справедливости, но собственно мыслью, рождающейся из пережитого опыта и сочувствия к людям, не является.
Ключевые слова
Об авторах
Фарид Ибрагимович Гусейнов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: metafizika@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2363-3201
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, доцент кафедры философии, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Российская Федерация, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36; Российская Федерация, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, с. 1Список литературы
- Compte-Sponville A. Filosofskij slovar [Philosophical Dictionary]. Transl. by Golovina ЕV. Moscow: Eterna; 2012. (in Russian).
- Lynn Th. Fanaticized Consciousness. 2018 April 06. Available from: https://medium.com/@Quixotictom/fanaticized-consciousness-ec83397ec918
- Sneller HW. Fanaticism, Terrorism, Suicide Terrorism: Some Marcelian Perspectives. Available from: https://explore.neumann.edu/hubfs/Website-PDFs/Home/Marcel%20Studies/Marcel%202019/4-Sneller-article-2019-issue-Marcel-Studies.pdf?hsLang=en.
- Marsel G. Lyudi protiv chelovecheskogo [Man Against Mass Society]. Moscow: Centr gumanitarnyh iniciativ; 2018. (in Russian).
- Marsel G. Opyt konkretnoj filosofii [The Experience of Concrete Philosophy]. Transl. by Bol'shakova VP, Vizgina VP. Moscow: Respublika; 2004. (in Russian).
- Marsel G. V zashchitu tragicheskoj mudrosti [In Defense of Tragic Wisdom]. In: Put’ v filosofiyu. Antologiya. Moscow: PER SE; Saint Petersburg: Universitetskaya kniga; 2001. P. 243—272. (in Russian).
- Marcel G. Rome n’est plus dans Rome. Paris: La table ronde; 1960.
- Marsel G. Byt’ i imet’ [Being and Having]. Transl. by Polonskoj IN. Novocherkassk: Agentstvo Saguna; 1994. (in Russian).
- Marsel G. Paul Ricœur — Gabriel Marsel. Besedy [Paul Ricœur — Gabriel Marsel. Conversations] In: Marsel’ Gabriel’. Tragicheskaya mudrost' filosofii. Moscow: Izd-vo gumanitarnoj literatury; 1995. P. 146—187. (in Russian).
- Armstrong K. Bitva za Boga. Istoriya fundamentalizma [The battle for God. A History of Fundamentalism]. Transl. by Desyatovoj M. Moscow: Alpina non-fikshn; 2013. (in Russian).
- Antinomianizm [Antinomianism] // Novaya ZHenevskaya uchebnaya Bibliya [New Geneva Study Bible]. Available from: https://bible.by/geneva-bible/0/92/. (in Russian).
Дополнительные файлы
