Эксклюзивизм, инклюзивизм или градуализм? Удаяна и мировоззренческая плюральность
- Авторы: Шохин В.К.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 245-258
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325322
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-245-258
- ID: 325322
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается ставшая уже традиционной в философии религии после Джона Хика тема различения модальностей религиозного сознания в кадре межрелигиозных отношений, но рассматривается на материале текстов конкретного философа и окружавших его нарративов. Выделена фигура авторитетнейшего найяика Удаяны (XI в.) как автора знаменитого стихотворного трактата «Ньяякусуманджали», посвященного обоснованию существования Бога (Ишвара) в контексте полемики с антитеистическими школами и посвященного полемике с буддистами фундаментального трактата «Атмататтвавивека», а также центра преданий о решительной и победоносной борьбе с буддизмом в эпоху его окончательного вытеснения из Индии. Автор приходит к выводу, что в биографиях и текстах Удаяны вполне различимы черты и эксклюзивизма, и инклюзивизма, и градуализма, а потому однозначная идентификация его отношения к инаковерующим и инакомыслящим невозможна. Выясняется, что там, где Удаяна принимал участие в завершении вытеснения буддизма из Индии, мы имеем дело с решительным эксклюзивизмом, когда же он обращается к образованной аудитории с проповедью своего философского теизма, он прибегает к чисто инклюзивистской стратегии выявления «неявного знания» об Ишваре даже у тех, кто от него совсем далек или отдалился, а когда ему надо определить место ньяи на карте философских мировоззрений, он демонстрирует (наряду уже с «неявным инклюзивизмом») градуализм как «философию восхождения» истины с низших ступеней к высшим. Однако среди модальностей его религиозного сознания невозможно выделить и так называемый плюрализм (представление о равноценности религий), который Хик считал глубинным преимуществом восточных религий перед западными. Предложены компаративистские параллели и различия (с концепциями семени религии Кальвина, анонимного христианства Ранера и градуализмом Гегеля), а также уточнения основных категорий межрелигиозных отношений.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Кириллович Шохин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vladshokhin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2111-8740
доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН; Центр исследования философии и культуры Индии «Пурушоттама»
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Shokhin VK. Moonlight Sankhya. Ishvarakrishna. Gaudapada. Vachaspati Mishra. Moscow: Ladomir; 1995. (In Russian).
- Shakhnovich MM. Diagoras of Melos. In: Ancient philosophy. Encyclopedic dictionary. Moscow; 2008. P. 318—319. (In Russian).
- Shokhin VK. The Buddhist Pantheon in Formation (According to “Digha Nikaya”). Folklore and Mythology of the East in Comparative Typological Coverage. Moscow; 1999. P. 59—88. (In Russian).
- Shokhin VK. The Basic Categories of Interreligious Consciousness: from Pretended Self-Evidence to Scrutiny. Christian Reading. 2018;(3):183—191. (In Russian).
- Coward H. Pluralism: Challenge to World Religion. Delhi: Sri Satguru Publications;1985.
- Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. II. Indian Metaphysics and Epistemology: The Tradition of Nyāya-Vaiśeşika up to Gaňgeśa. Ed. by KH Potter. Delhi: Motilal Banarsidass; 1977.
- Glasenapp H von. Madhvas Philosophie des Vishnu-Glaubens. Mit einer Einleitung über Mdhva und seine Schule. Bonn: Schroeder; 1923. (In German).
- Hacker P. “Inklusivismus”. In: Inklusivismus. Eine indische Denkform. Herausg. von G Oberhammer. Vienna: Nobili Research Library. S. 11—28. (In German).
- Hacker P. Religiöse Toleranz und Intoleranz im Hinduismus. In: Saeculum. 1957. Bd. 8. S. 167—179. (In German).
- Hick J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. New Haven: Yale University Press; 1989.
- Krewitt U. Allegorese ausserchristlicher Texte II. In: Theologische Realenzyklopädie. Hrsg. von G. Krause und G. Müller. Bd. II. Berlin — New York: Walter de Gruyter; 1978. S. 284—290. (In German).
- The Nyāyakusumaňjali of Šrī Udayanācharya with the Sanskrit Commentary of Šrī Haridas Bhāţţācharya ed. by Ācharya V.S. Širomaņi. Varanasi-1; 1962.
- Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Vol. II. New York — London: MacMillan-Akken and Unwin; 1958.
- Sharma A. A Hindu Perspective on the Philosophy of Religion. London: Palgrave Macmillan; 1990.
Дополнительные файлы
