Эксклюзивизм, инклюзивизм или градуализм? Удаяна и мировоззренческая плюральность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поднимается ставшая уже традиционной в философии религии после Джона Хика тема различения модальностей религиозного сознания в кадре межрелигиозных отношений, но рассматривается на материале текстов конкретного философа и окружавших его нарративов. Выделена фигура авторитетнейшего найяика Удаяны (XI в.) как автора знаменитого стихотворного трактата «Ньяякусуманджали», посвященного обоснованию существования Бога (Ишвара) в контексте полемики с антитеистическими школами и посвященного полемике с буддистами фундаментального трактата «Атмататтвавивека», а также центра преданий о решительной и победоносной борьбе с буддизмом в эпоху его окончательного вытеснения из Индии. Автор приходит к выводу, что в биографиях и текстах Удаяны вполне различимы черты и эксклюзивизма, и инклюзивизма, и градуализма, а потому однозначная идентификация его отношения к инаковерующим и инакомыслящим невозможна. Выясняется, что там, где Удаяна принимал участие в завершении вытеснения буддизма из Индии, мы имеем дело с решительным эксклюзивизмом, когда же он обращается к образованной аудитории с проповедью своего философского теизма, он прибегает к чисто инклюзивистской стратегии выявления «неявного знания» об Ишваре даже у тех, кто от него совсем далек или отдалился, а когда ему надо определить место ньяи на карте философских мировоззрений, он демонстрирует (наряду уже с «неявным инклюзивизмом») градуализм как «философию восхождения» истины с низших ступеней к высшим. Однако среди модальностей его религиозного сознания невозможно выделить и так называемый плюрализм (представление о равноценности религий), который Хик считал глубинным преимуществом восточных религий перед западными. Предложены компаративистские параллели и различия (с концепциями семени религии Кальвина, анонимного христианства Ранера и градуализмом Гегеля), а также уточнения основных категорий межрелигиозных отношений.

Об авторах

Владимир Кириллович Шохин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vladshokhin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2111-8740

доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН; Центр исследования философии и культуры Индии «Пурушоттама»

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Shokhin VK. Moonlight Sankhya. Ishvarakrishna. Gaudapada. Vachaspati Mishra. Moscow: Ladomir; 1995. (In Russian).
  2. Shakhnovich MM. Diagoras of Melos. In: Ancient philosophy. Encyclopedic dictionary. Moscow; 2008. P. 318—319. (In Russian).
  3. Shokhin VK. The Buddhist Pantheon in Formation (According to “Digha Nikaya”). Folklore and Mythology of the East in Comparative Typological Coverage. Moscow; 1999. P. 59—88. (In Russian).
  4. Shokhin VK. The Basic Categories of Interreligious Consciousness: from Pretended Self-Evidence to Scrutiny. Christian Reading. 2018;(3):183—191. (In Russian).
  5. Coward H. Pluralism: Challenge to World Religion. Delhi: Sri Satguru Publications;1985.
  6. Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. II. Indian Metaphysics and Epistemology: The Tradition of Nyāya-Vaiśeşika up to Gaňgeśa. Ed. by KH Potter. Delhi: Motilal Banarsidass; 1977.
  7. Glasenapp H von. Madhvas Philosophie des Vishnu-Glaubens. Mit einer Einleitung über Mdhva und seine Schule. Bonn: Schroeder; 1923. (In German).
  8. Hacker P. “Inklusivismus”. In: Inklusivismus. Eine indische Denkform. Herausg. von G Oberhammer. Vienna: Nobili Research Library. S. 11—28. (In German).
  9. Hacker P. Religiöse Toleranz und Intoleranz im Hinduismus. In: Saeculum. 1957. Bd. 8. S. 167—179. (In German).
  10. Hick J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. New Haven: Yale University Press; 1989.
  11. Krewitt U. Allegorese ausserchristlicher Texte II. In: Theologische Realenzyklopädie. Hrsg. von G. Krause und G. Müller. Bd. II. Berlin — New York: Walter de Gruyter; 1978. S. 284—290. (In German).
  12. The Nyāyakusumaňjali of Šrī Udayanācharya with the Sanskrit Commentary of Šrī Haridas Bhāţţācharya ed. by Ācharya V.S. Širomaņi. Varanasi-1; 1962.
  13. Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Vol. II. New York — London: MacMillan-Akken and Unwin; 1958.
  14. Sharma A. A Hindu Perspective on the Philosophy of Religion. London: Palgrave Macmillan; 1990.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».