Буддизм как учение «осевого времени» в творчестве Александра Меня
- Авторы: Нижников С.А.1, Ле Тхи Х.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 392-401
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325331
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-392-401
- ID: 325331
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ интерпретации о. Александром Менем (1935-1990) буддизма как учения «осевого времени». За основу взято его семитомное произведение «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни» (1970-1983). Прежде всего определяется методология, используемая о. Александром, которая носит компаративный и герменевтический характер. При этом он исходит из теистическо-христианской ценностной позиции, что, тем не менее, позволяет ему уважительно относиться к иным религиозно-философским традициям. Определяется своеобразие авторской интерпретации буддизма, как адекватные ее черты, так и односторонние, задаваемые ценностной установкой. Разводятся понятия трансценденции и трансцендентного, что позволяет провести компаративный анализ буддизма и христианства, оценок, даваемых о. Александром. Отрицание трансцендентного в буддизме не означает отсутствия трансценденции, особенно в понимании статуса нирваны, которая определяется сугубо апофатически. В индийском миросозерцании он находит пять существенных принципов, которые роднят буддизм и христианство, несмотря на все различие их позиций: апофатизм, отрицание высшей ценности земных благ, признание высокого достоинства личной аскезы в духовной жизни, понятие «кармы» как воздаянии (подчеркивается именно аспект воздаяния), представление о спасении-освобождении как главной цели религии. Эти принципы, по его мнению, «составляют прочный мост, соединяющий восточный религиозный опыт с Евангелием». Творчество А. Меня способствует расширению культурного горизонта, освобождению как от националистической, так и европоцентристской точек зрения, способствует развитию диалога, так необходимого именно сейчас. Отмечается, что концепция «осевого времени» К. Ясперса в целом позволяет избегать односторонних оценок, вскрывая общий исток всех осевых учений, который можно определить как «прорыв в трансцендентное»
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Анатольевич Нижников
Российский университет дружбы народов
Email: nizhnikov_sa@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3456-2445
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Хонг Фыон Ле Тхи
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1042195184@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6334-4132
аспирант
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Remeni AA. Father Alexander Men. Shepherd at the turn of the century. Moscow: Carte Blanche publ.; 2001. (In Russian).
- Twenty years without father Alexander Men. And with him. Moscow: Rudomino Center for the Book Publ.; 2010. (In Russian).
- Ilyushenko VI. Father Alexander Men: Life. Death. Immortality. Moscow: Rudomino Center for the Book Publ.; 2010. (In Russian).
- Men A. History of Religion: In Search of the Way, Truth and Life. In 7 vols. Moscow: Slovo publ.; 1991—1992. (In Russian).
- Men A. Russian Religious Philosophy. Moscow: Living with God publ.; 2008. (In Russian).
- Piatigorsky AM. Introduction to the Study of Buddhist Philosophy. Moscow: New literary review publ.; 2007. (In Russian).
- Torchinov E. Paths of East and West: Cognition of the Beyond. St. Petersburg: RUGRAM_Palmira Publ.; 2021. (In Russian).
- Nizhnikov SA, Vorobiev VV. The Problem of the Status of “Self” as an Anthropological Category in Buddhist Philosophy. New Reseach of Tuva; 2021;(2):92—99. (In Russian). https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.8
- Heidegger M. Letter on „Humanism“. In: Heidegger M. Time and Being. Moscow: Republic publ.; 1993. pp. 192—220. (In Russian).
- Mamardashvili MK. Transcendence and Being. In: Mamardashvili MK. The Way I Understand Philosophy. Moscow: Labirint publ.; 1996. pp. 24—40. (In Russian).
- Semushkin FV. Philosophical Faith of Existentialism and Its Claims to the Universal World Outlook. In: Semushkin FV. Selected Works in 2 vols. Vol. 2. Moscow; 2009. pp. 285—304. (In Russian).
- Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Zurich: Artemis-Verlag; 1949. (In German).
Дополнительные файлы
