Рождение христианства из духа Римской империи. Парадоксальный взгляд на религиозное развитие Европы в трудах Ф.Ф. Зелинского
- Авторы: Евлампиев И.И.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 1 (2022): ИЗГНАНИЕ РАЗУМА. К 100-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»
- Страницы: 75-93
- Раздел: ИЗГНАНИЕ РАЗУМА. К 100-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325343
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-1-75-93
- ID: 325343
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ оригинальной концепции развития античных религий и возникновения христианства, изложенной в шеститомном труде Ф.Ф. Зелинского «История античных религий». Зелинский опровергает устоявшееся представление о происхождении христианства из иудаизма и доказывает, что его основой была эллинистически-римская религия эпохи ранней Римской империи. В этой религии сформировалось пантеистическое представление о едином Боге, который является основанием всех мировых процессов и действий человека, одновременно здесь возникла идея о возможности вхождения «частицы» Бога в отдельную человеческую личность (личность императора). По убеждению Зелинского, именно эти идеи стали основой христианства, которое радикально переосмыслило их, но все-таки оставило близким к верованиям большинства граждан Римской империи; именно поэтому раннее христианство быстро распространилось по всей империи. В статье высказывается предположение, что бегство Зелинского из большевистской России в 1920-е гг. и жизнь в польской католической среде привели к тому, что он отказался от развертывания своих идей до их естественного итога, который мог бы вступить в противоречие с католическим учением. В статье произведена реконструкция того итога, к которому должен был бы прийти Зелинский при последовательном проведении своих идей: он должен был бы признать, что учение Иисуса Христа и первоначальное христианство, которое возникло из римской религии, а не из иудаизма, совпадает с той религиозной традиций, которую католическая церковь преследовала в истории под названием гностической ереси.
Ключевые слова
Об авторах
Игорь Иванович Евлампиев
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры русской философии и культуры Института философии Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, д. 7/9
Список литературы
- Zelinsky FF. History of ancient religion. Volume 1—3. St. Petersburg: Quadrium; Aletheia; 2014. (In Russian).
- Zelinsky FF. History of ancient religions. Volume 4. St. Petersburg: Quadrium; 2016. (In Russian).
- Zelinsky FF. History of ancient religions. Volume 5. In 2 books. Book 1. St. Petersburg: Quadrium; 2018. (In Russian).
- Zelinsky FF. History of ancient religions. Volume 5. In 2 books. Book 2. St. Petersburg: Quadrium; 2018. (In Russian).
- Zelinsky FF. History of ancient religions. Volume 6. In 2 books. Book 1. St. Petersburg: Quadrium; 2019. (In Russian).
- Zelinsky FF. History of ancient religions. Volume 6. In 2 books. Book 2. St. Petersburg: Quadrium; 2019. (In Russian).
- Drozdova SYu. F.F. Zelinsky about the role of the Roman religion in the genesis of European Christianity. Philosophical Sciences. 2008;(10):138—151. (In Russian).
- Novikova MV, Perfilova TB. Ancient religiosity as interpreted by F.F. Zelinsky. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2010;(2):7—22. (In Russian).
- Perfilova TB. Emanation of the “collective soul” of a man of antiquity in the scientific reflections of F.F. Zelinsky. Yaroslavl: YaGPU Publ.; 2009. (In Russian).
- Zelinsky F.F. Rome and its religion. In Zelinsky FF. From the history of ideas. In 4 volumes. Volumes 3—4. Moscow: Ladomir; 1995. P. 1—87. (In Russian).
- Tantlevsky I.R., Evlampiev I.I. A living person against the laws of the Cosmos: Hebrew and Ancient Greek components of the European worldview. ΣΧΟΛΗ. Philosophical studies of antiquity and classical tradition. 2021;15(1):108—125. https://doi.org/10.25205/1995-4328-2021-15-1-86-107 (In Russian).
- Klinghardt M. Marcion's Gospel and the New Testament: Catalyst or Consequence? New Testament Studies. 2017;63(2):318—323. https://doi.org/10.1017/S0028688516000461
- Evlampiev I.I., Smirnov V.N. Dostoevsky's Christianity. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(1):44—58. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-1-44-58
- Lvov A.A. The specificity of historical-philosophical research in the Humanities. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2021;37(3):449—463. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.307 (In Russian).
Дополнительные файлы
