Общая психология Пауля Наторпа и ее границы
- Авторы: Кноппе Т.
- Выпуск: Том 29, № 1 (2025): ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА
- Страницы: 93-104
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325361
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-1-93-104
- EDN: https://elibrary.ru/FDQORK
- ID: 325361
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно Наторпу «сознание» характеризуется непосредственным знанием, заключающимся в наличии представлений, которые могут стать познанием. «Сознательность» - это воплощение этого знания. Ему Наторп противопоставляет идею возможного сознания вообще как общего выражения явления. Она представляет собой законность явления, определение которого требует от каждого эмпирического сознания, стремящегося к мышлению познания, отличать свою «самость» от непрерывного потока своих состояний. Соответственно, «сознательность» означает кризис как нулевую точку всякой определенности, которая, правда, сама ничего не определяет, но помещает «определенность вообще» в отношение представлений сознания к мышлению как предикату «сознания вообще», которое должно быть способно сопровождать все свои представления - тем самым и те, в силу которых оно воспринимает себя в качестве мыслящего. Следовательно, нулевой точкой определения является синтетическое единство того, что можно мыслить, и того, что необходимо для его представления. Таким образом, проблема общей психологии для Наторпа состоит в том, как сделать «я мыслю» общедоступным и понятным как акт определения моего существования. Но фундаментальное значение ее вопроса представляет этика, обозначить фундаментальное значение которой, по мнению Наторпа, является последней задачей философии.
Ключевые слова
Об авторах
Томас Кноппе
Автор, ответственный за переписку.
Email: thomas.knoppe@posteo.de
доктор философии, независимый исследователь Германия, 41542, Дормаген, Илтисвег, д. 27
Список литературы
- Kant I. Logik. Physische Geographie, Pädagogik. In: Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken. Bd. 9. Available from: https://korpora.org/Kant/aa09/ (accessed: 01.09.2024).
- Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Leipzig: F. Meiner; 1919.
- Natorp P. Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Luft S, hrsg. kommentiert und mit einer Einleitung versehen. Darmstadt; 2013.
- Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig; 1910.
- Natorp P. Philosophie - ihr Problem und ihre Probleme. Eine Einführung in den kritischen Idealismus. Lembeck, K-H, hrsg. und mit einer Einleitung. 5. Aufl. Göttingen; 2008.
- Kant I. Prolegomena zu einer jeden künftigen Metaphysik, die als Wissenschaft wird auftreten können. In: Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken. Bd. 4. Available from: https://korpora.org/Kant/aa04/ (accessed: 01.09.2024).
- Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. Edel G, Mit einer Einleitung. 5. Aufl. Hildesheim, Zürich, New York; 1987.
- Edel G. Von der Vernunftkritik zur Erkenntnislogik. Die Entwicklung der theoretischen Philosophie Hermann Cohens. Freiburg, München; 1986.
- Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. Holzhey H, Mit einer Einleitung. 4. Aufl. Hildesheim, New York; 1977.
- Natorp P. Allgemeine Logik. In: Flach W, Holzhey H. Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus: eine Textauswahl. Hildesheim; 1979. S. 227-269.
- Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willensbildung auf der Grundlage der Gemeinschaft. 7. Aufl.; Pippert R, besorgt. Paderborn; 1974.
- Natorp P. Allgemeine Psychologie in Leitsätzen zu akademischen Vorlesungen. 2. Aufl. Marburg; 1910.
- Natorp P. Philosophische Propädeutik. (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie) in Leitsätzen zu akademischen Vorlesungen. 2. Aufl. Marburg; 1905.
- Natorp P. Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntnis. In: Flach W, Holzhey H. Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus: eine Textauswahl. Hildesheim; 1979. S. 139-168.
- Cohen H. Ethik des reinen Willens. Schwarzschild StS, Mit einer Einleitung. 5. Aufl. Hildesheim, New York; 1981.
Дополнительные файлы
