Философско-когнитивные аспекты визуальной метафоры в политическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постмодернистская доктрина XXI в., а также развитие технологии изменили структуру и форму текста, который все больше и чаще стал обретать признаки полимодальности. Настоящее исследование посвящено визуальной метафоре, ее философско-когнитивным основаниям в политическом дискурсе трех лингвокультур: американской, британской и чилийской. В исследовании приводится дефиниционный анализ понятия «визуальная метафора», а также предлагается обзор работ зарубежных исследований по данной проблематике. Когнитивные аспекты визуальной метафоры рассматриваются с применением концептуальных и методологических подходов авторов когнитивной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, теории двойного кодирования А. Пайвио, философские позиции базируются на трудах Э. Кассирера, Ф. Ницше, У. Эко, Р. Барта, Ю.М. Лотмана. В рамках исследования разработана методология анализа визуальной метафоры с параметризацией, которая включает в себя методы исследования когнитивной лингвистики, семиотики и культурологии. Представленная методология позволяет анализировать полимодальные тексты политического дискурса, выявлять типы когнитивных метафор, анализировать структуру знака, раскрывать внутренние механизмы управления общественным мнением в контексте политического дискурса. Практическим материалом исследования послужили 30 политических карикатур, которые были отобраны методом сплошной выборки, посвящены политическим лидерам США (Д. Трамп), Великобритании (Б. Джонсон), Чили (С. Пиньера), являются мономодальными, т.е. содержат только визуальный код. Принципиальным основанием выбора послужила визуальная метафора, которая должна была распространяться на политического лидера. Отобранный материал был параметризирован согласно разработанной методологии анализа визуальной метафоры, каждый из критериев подробно описан. Работа завершается сравнительно-сопоставительным анализом визуальной метафоры политического дискурса трех лингвокультур - американской, британской и чилийской - выделены общие черты, а также проанализированы различия, основания которых лежат в культурно-исторической перспективе, традициях этноса.

Об авторах

Екатерина Львовна Кабахидзе

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: kkabakhidze@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1397-9014
SPIN-код: 1469-7298

кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник, Центр философии когнитивных наук

Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4

Список литературы

  1. Lakoff G, Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press; 1980.
  2. Zaitseva NV. Logical Visualization of the Sense. Values and Senses. 2022;(6):9. (In Russian).
  3. Nietzsche F. On Truth and Lies in the Non-Moral Sense. Moscow; 1997. (In Russian). Ницше Ф. Об истине и лжи в неморальном смысле. Москва, 1997.
  4. Cassirer E. Philosophy of symbolic forms. Vol. 3: Phenomenology of knowledge. Saint Petersburg: University Book; 2002. (In Russian).
  5. Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford University Press; 1990.
  6. Paivio A. Theory of Dual Coding and Education. In: Draft chapter for the conference on “Pathways to Literacy Achievement for High Poverty Children”. The University of Michigan School of Education, September 29 - October 1; 2006. P. 3.
  7. Block N. Concepts of Consciousness. In: Chalmers DJ, editor. Philosophy of Mind: Classical and Contemporary Readings. New York: Oxford University Press USA; 2002. P. 206-218.
  8. Zaitseva NV. To See the Prove. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2023;7(2):284-301. (In Russian).
  9. Carroll N. A Note on Film Metaphor. Journal of Pragmatics. 1996;26(6):809-822.
  10. Black M. More About Metaphor. Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press; 1979. P. 19-43.
  11. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge; 1996.
  12. Gombrich EH. The Cartoonist’s Armoury. In: Meditations on a Hobby Horse and Other Essays on the Theory of Art. 2nd edn. London: Phaidon; 1971. P. 127-142.
  13. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertisements. Metaphor and Symbolic Activity. 1994;9(1):1-29.
  14. Kennedy JM, Green CD, Vervaeke J. Metaphoric Thought and Devices in Pictures. Metaphor and Symbolic Activity. 1993;8(3):243-255.
  15. Phillips BJ, McQuarrie EF. Beyond visual metaphor: A new typology of visual rhetoric in advertising. Marketing Theory. 2004;4(1-2):113-136.
  16. Samson A, Huber O. The Interaction of Cartoonist’s Gender and Formal Features of Cartoons. Humor-International Journal of Humor Research. 2007;20(1):1-25.
  17. Kabakhidze EL. The interrelation of verbal and visual codes in political metaphor (based on mono- and polymodal texts of political caricatures). In: The humanities and social studies in the Far East. 2024;21(1):171-181. (In Russian).
  18. El Refaie E. Metaphors We Discriminate by: Naturalized Themes in Austrian Newspaper Articles about Asylum Seekers. Journal of Sociolinguistics. 2001;5(3):352-371.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».