Философско-когнитивные аспекты визуальной метафоры в политическом дискурсе
- Авторы: Кабахидзе Е.Л.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1086-1105
- Раздел: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325383
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1086-1105
- EDN: https://elibrary.ru/JZRHUZ
- ID: 325383
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постмодернистская доктрина XXI в., а также развитие технологии изменили структуру и форму текста, который все больше и чаще стал обретать признаки полимодальности. Настоящее исследование посвящено визуальной метафоре, ее философско-когнитивным основаниям в политическом дискурсе трех лингвокультур: американской, британской и чилийской. В исследовании приводится дефиниционный анализ понятия «визуальная метафора», а также предлагается обзор работ зарубежных исследований по данной проблематике. Когнитивные аспекты визуальной метафоры рассматриваются с применением концептуальных и методологических подходов авторов когнитивной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, теории двойного кодирования А. Пайвио, философские позиции базируются на трудах Э. Кассирера, Ф. Ницше, У. Эко, Р. Барта, Ю.М. Лотмана. В рамках исследования разработана методология анализа визуальной метафоры с параметризацией, которая включает в себя методы исследования когнитивной лингвистики, семиотики и культурологии. Представленная методология позволяет анализировать полимодальные тексты политического дискурса, выявлять типы когнитивных метафор, анализировать структуру знака, раскрывать внутренние механизмы управления общественным мнением в контексте политического дискурса. Практическим материалом исследования послужили 30 политических карикатур, которые были отобраны методом сплошной выборки, посвящены политическим лидерам США (Д. Трамп), Великобритании (Б. Джонсон), Чили (С. Пиньера), являются мономодальными, т.е. содержат только визуальный код. Принципиальным основанием выбора послужила визуальная метафора, которая должна была распространяться на политического лидера. Отобранный материал был параметризирован согласно разработанной методологии анализа визуальной метафоры, каждый из критериев подробно описан. Работа завершается сравнительно-сопоставительным анализом визуальной метафоры политического дискурса трех лингвокультур - американской, британской и чилийской - выделены общие черты, а также проанализированы различия, основания которых лежат в культурно-исторической перспективе, традициях этноса.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Львовна Кабахидзе
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kkabakhidze@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1397-9014
SPIN-код: 1469-7298
кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник, Центр философии когнитивных наук
Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4Список литературы
- Lakoff G, Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press; 1980.
- Zaitseva NV. Logical Visualization of the Sense. Values and Senses. 2022;(6):9. (In Russian).
- Nietzsche F. On Truth and Lies in the Non-Moral Sense. Moscow; 1997. (In Russian). Ницше Ф. Об истине и лжи в неморальном смысле. Москва, 1997.
- Cassirer E. Philosophy of symbolic forms. Vol. 3: Phenomenology of knowledge. Saint Petersburg: University Book; 2002. (In Russian).
- Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford University Press; 1990.
- Paivio A. Theory of Dual Coding and Education. In: Draft chapter for the conference on “Pathways to Literacy Achievement for High Poverty Children”. The University of Michigan School of Education, September 29 - October 1; 2006. P. 3.
- Block N. Concepts of Consciousness. In: Chalmers DJ, editor. Philosophy of Mind: Classical and Contemporary Readings. New York: Oxford University Press USA; 2002. P. 206-218.
- Zaitseva NV. To See the Prove. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2023;7(2):284-301. (In Russian).
- Carroll N. A Note on Film Metaphor. Journal of Pragmatics. 1996;26(6):809-822.
- Black M. More About Metaphor. Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press; 1979. P. 19-43.
- Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge; 1996.
- Gombrich EH. The Cartoonist’s Armoury. In: Meditations on a Hobby Horse and Other Essays on the Theory of Art. 2nd edn. London: Phaidon; 1971. P. 127-142.
- Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertisements. Metaphor and Symbolic Activity. 1994;9(1):1-29.
- Kennedy JM, Green CD, Vervaeke J. Metaphoric Thought and Devices in Pictures. Metaphor and Symbolic Activity. 1993;8(3):243-255.
- Phillips BJ, McQuarrie EF. Beyond visual metaphor: A new typology of visual rhetoric in advertising. Marketing Theory. 2004;4(1-2):113-136.
- Samson A, Huber O. The Interaction of Cartoonist’s Gender and Formal Features of Cartoons. Humor-International Journal of Humor Research. 2007;20(1):1-25.
- Kabakhidze EL. The interrelation of verbal and visual codes in political metaphor (based on mono- and polymodal texts of political caricatures). In: The humanities and social studies in the Far East. 2024;21(1):171-181. (In Russian).
- El Refaie E. Metaphors We Discriminate by: Naturalized Themes in Austrian Newspaper Articles about Asylum Seekers. Journal of Sociolinguistics. 2001;5(3):352-371.
Дополнительные файлы
