«Книга услады и развлечения» (984) Абу Хаййана ат-Таухиди и её известный диспут о логике и языке
- Авторы: Паленко М.С.1
-
Учреждения:
- Академический колледж «Ахва»
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1156-1164
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325387
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1156-1164
- EDN: https://elibrary.ru/KIEYLQ
- ID: 325387
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ат-Таух̣ӣ́ди известен не только как уникальный информант о тайных религиозных сектах и выдающихся учёных своего времени, но и как единственный передатчик ставшего известным диспута о логике и языке, состоявшемся между учёным-грамматистом Абӯ́ Са’ӣ́дом ас-Сӣрā́фи и логиком-христианином Абӯ́ Би́шром Ма́ттой (в Багдаде в 932 г.). Он был записан Таух̣ӣ́ди гораздо позже в его главном труде, «Книге услады и развлечений» (984 г.), Ночь (глава) восьмая. Суть диалога - разногласие относительно позиции одной из сторон: тот, кто сведущ в грамматике, вовсе не нуждается в какой-либо иной науке, чтобы решать логические задачи или вопросы. Более того, Сӣрā́фи утверждает, что логика есть не что иное, как «фокус» и «обман» «высокомерных» людей, «порочащих» свой собственный язык. Ма́тта, напротив, настаивает на том, что истинное от ложного можно отличить только при помощи науки (логики). Диалог даёт чёткое представление об отношении традиционалистов того времени к древнегреческому наследию, раскрывает их отношение к таким понятиям, как Логос и силлогизм. В конце диалога Сӣрā́фи критикует и первого философа(-перипатетика) арабов, ал-Ки́нди, вновь выбирая в качестве критерия благозвучность языка. Данное исследование ставит своей целью проверить, был ли диалог передан в том виде, в котором мы воспринимаем его сейчас.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Сергеевич Паленко
Академический колледж «Ахва»
Автор, ответственный за переписку.
Email: m-pal@outlook.com
ORCID iD: 0000-0002-5593-0024
кандидат философских наук, педагог кафедры арабского языка и литературы
Израиль, 7980400, Шикмим, Ахва, д. 1Список литературы
- Al-Tawhidi A. Enjoyment and Conviviality Book. Night Eight. Dialogue between Logician and Grammarian (abridgement). Frolov DV, transl, introd, comment. Ishraq: Ejegodnik islamskoj filosofii. 2012;(3):547-572. (In Russian).
- Al-Tawhidi A. Enjoyment and Conviviality Book. UK: Hindawi; 2019. (In Arabic).
- Margoliouth DS. The Discussion between Abu Bishr Matta and Abu Said al-Sirafi on the merits of Logic and Grammar. Journal of the Royal Asiatic Soc. 1905;37(1):79-129.
- Ibrahim A. Offence against translation. Available from: https://www.alriyadh.com/ 348348 (accessed: 06.03.2024). (In Arabic).
- King D. Grammar and Logic in Syriac (and Arabic). Journal of Semitic Studies. 2013;58(1):101-120.
- Filatov TV. The Logic of myth in Jakov Golosovker’s works as a unique type of modal logic. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Serija: Filosofija. 2021;1(6):61-71. (In Russian).
- Kornetov GB. The myth of the creation of writing in Plato’s dialogue “Phaedrus”: modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 2. Plato’s myth in the works of J. Derrida and M. Foucault. Innovatsionnye proyekty i programmy v obrazovanii. 2021;(2):33-44. (In Russian).
Дополнительные файлы
