Преломление византийских и древнерусских идей в этико-политических трудах Иоанна IV Грозного
- Авторы: Волкова А.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 740-756
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325402
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-740-756
- EDN: https://elibrary.ru/VUSVGS
- ID: 325402
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено изучению этических истоков и основ патриотизма в посланиях первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного князю Андрею Курбскому. В эпистолярном наследии русского государя, направленном, в первую очередь, внутригосударственным и внешнеполитическим оппонентам, выявлен синтез этических и идеолого-политических подтекстов. Система аргументации Грозного строится в фокусе рассмотрения проблемы зла и ответственности за него и опирается на восточнохристианскую традицию, согласно которой понятия зла и греха тождественны, а самым страшным грехом выступает предательство Бога. Показано, что кроме византийских источников парадигма этико-политических построений Иоанна Грозного включает и собственно русские («Поучение» Владимира Мономаха, «Просветитель» и послания Иосифа Волоцкого, «Сказание о князьях Владимирских»). Это позволяет сделать вывод о том, что концепция зла у русского царя приобретает патриотическое звучание за счет включения новых компонентов в византийскую схему представлений об истинном зле. По мысли Грозного, самым страшным грехом выступает измена Богу, Родине и царю. Проанализировано философское осмысление Иоанном Грозным понятий Родины и государя, выступающих микрокосмической и макрокосмической моделями, часто отождествляемыми между собой. Концепт Родины в мировоззрении Иоанна IV выступает совокупностью таких образов, как макрокосм (живой организм), государство (держава), православный остров («третий Рим» и «Святая Русь»). Государь всея Руси, по мысли средневекового мыслителя, совмещает в себе признаки человека и сверхличности (наместника Бога, несущего ответственность за весь свой народ). Миссия русского царя как одна из основных форм служения и защиты Родины видится Иоанну Васильевичу в борьбе с истинным злом.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Алексеевна Волкова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: dead-ligeya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3283-4603
SPIN-код: 3983-4454
кандидат философских наук, научный сотрудник, кафедра истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Likhachev D. On the way to a new literary consciousness. In: Monuments of literature of Ancient Russia the second half of the XVI century. Moscow: Hudozhestvennaya literatura publ.; 1986. P. 5–14. (In Russian).
- Skrynnikov RG. John the Terrible. Moscow: Nauka publ.; 1975. (In Russian).
- Filyushkin AI. Andrey Kurbsky. Moscow: Molodaya gvardiya publ.; 2008. (In Russian).
- Zamaleev AF. Philosophical thought in medieval Russia (XI–XVI centuries). Leningrad: Nauka publ.; 1987. (In Russian).
- Irenaeus of Lyon. Denunciation and refutation of false knowledge (Against heresies). Preobrazhensky P, Sagardy NI, transl. Saint Petersburg: Oleg Abyshko publ.; 2008. (In Russian).
- Basil the Great. Creations: in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Sibirskaya blagozvonnica publ.; 2008. (In Russian).
- Chistyakova OV. Religious anthropology of eastern (Greek-byzantine) patristics. European Journal of Science and Theology. 2019;15(6):145–155.
- Correspondence of Andrei Kurbsky with John the Terrible. Rykov YuD, Vaneeva EI, Lurie YaS, prep. Tvorogov OV, transl. Lurie YaS, Rykov YuD, comment. In: Monuments of literature of Ancient Russia. The second half of the XVI century. Moscow: Hudozhestvennaya literatura publ.; 1986. P. 16–107. (In old Russian).
- Metropolitan Hilarion (Alfeyev). In: Orthodoxy. In 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Poznanie publ.; 2021. (In Russian).
- The Epistles of Joseph Volotsky. Zimin AA, Lurie AS, prep. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR publ.; 1959. (In old Russian).
- Florovsky GV. The ways of Russian theology. Platonov O, editor. Moscow: Institut russkoj civilizacii publ.; 2009. (In Russian).
- Dionysius the Areopagite. In: On the heavenly hierarchy. Writings. Interpretations of Maxim the Confessor. Prokhorov GM, transl. Saint Petersburg: Aleteya publ.; 2002. P. 37–206. (In Russian).
- Semikopov DV. Metaphysics of violence in the political theology of Tsar John IV the Terrible. In: Trudy Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii. 2019. N 17. P. 165–196. (In Russian).
- Merezhkovsky DS. Not the world, but the sword. Moscow: AST publ.; 2000. (In Russian).
- Florensky PA. Orthodoxy. In: Works. In 4 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1994. P. 638–662. (In Russian).
- Message to Vladimir Monomakh about fasting and abstinence of feelings: Ancient Russian text based on the manuscript of the GIM, Synod. Collection No. 496 (No. 110 according to A.I. Gorsky). In: Epistles of Metropolitan Nikifor. Moscow: IF RAN publ.; 2000. P. 56–74. (In old Russian).
- Milkov VV. The ethical and political program of Vladimir Monomakh. Filosofskii zhurnal. 2020;13(4):134–147. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-4-134-147 (In Russian).
- The teaching of Vladimir Monomakh. In: Library of Literature of Ancient Russia. Likhachev DS, Dmitriev LA, Alekseev AA, Ponyrko NV, editors. Vol. 1. Saint Petersburg: Nauka publ.; 1997. P. 456–475. (In old Russian).
- Tvorogov OV. Ancient Russia: events and people. Saint Petersburg: Nauka publ.; 1994. (In Russian).
- Nazarenko AV, Romanenko EV, Samoilova TE. Vladimir (Vasily) Vsevolodovich Monomakh. In: Orthodox Encyclopedia. Vol. VIII. Moscow; 2004. P. 681–688. (In Russian).
- The Legend of the Princes of Vladimir. In: Library of Literature of Ancient Russia. Likhachev DS, Dmitriev LA, Alekseev AA, Ponyrko NV, editors. Vol. 9. Saint Petersburg: Nauka publ.; 2000. P. 387–403. (In old Russian).
- Sinitsyna NV. The Third Rome. The origins and evolution of the Russian medieval concept. (XV–XVI centuries). Moscow: Indrik publ.; 1998. (In Russian).
- A message to the Polish King Stefan Batory in 1579. Vaneeva EI, prep. Lurie YS, transl and comment. In: Monuments of literature of Ancient Russia. The second half of the XVI century. Moscow: Hudozhestvennaya literatura publ.; 1986. P. 174–180. (In old Russian).
- Schmidt SO. At the origins of Russian absolutism. A study of the socio-political history of the time of Ivan the Terrible. Moscow; 1996. (In Russian).
- St. Joseph Volotsky. The Educator. Mitr. John (Snychev), pref. Platonov OA, editor. Moscow: Institut russkoj civilizacii publ.; 2011. (In old Russian).
Дополнительные файлы
