«Асабийа» как понятие, методологический принцип анализа исторического процесса и теория формирования государства: Ибн ал-Азрак
- Авторы: Аль-Юсеф Ширин М.1
-
Учреждения:
- Poссийский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 2 (2024): КАНТ В РОССИИ
- Страницы: 420-433
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325426
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-2-420-433
- EDN: https://elibrary.ru/VPYURM
- ID: 325426
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании рассматривается понятие «Асабийа» средневекового мыслителя мусульманской Испании Ибн ал-Азрака (1427-1491), историческое и смысловое значение которого восходит к учению выдающегося арабо-мусульманского мыслителя Ибн Халдуна (1332-1406). Особое внимание уделено пониманию асабийи как методологического принципа анализа исторического процесса, в основе которого лежит идея особой формы общности людей. Асабийа - это единое основание существования некоторой психической реальности, на которой основывается эта общность, обеспечивающая поддержание и воспроизводство социальных связей. Асабийа как понятие может рассматриваться как олицетворение высокого сознания единства, единства племенного и кровнородственного духа, лежащего в основе социальной солидарности и группового сознания, слепой приверженности этому единству. Асабийа как теория формирования государства у ученика Ибн Халдуна Ибн ал-Азрака рассматривается как основная движущая циклическая сила исторического процесса, которую Ибн Халдун впервые описал для понимание истории Магриба и Северной Африки. При этом важно отметить, что Ибн ал-Азрак в своей политической теории рассматривал цикличность асабийи как основную причину возникновения, расцвета и упадка государства. Особенностью концепции государства Ибн ал-Азрака является то, что исторические циклы в ней не имеют абсолютно закрытого характера поэтому, существует возможность преемственности между погибающей и новой зарождающейся династиями. Основатель династии новой династии развивает обычаи и традиции предшествующей. Кроме того, институты государства, по его мнению, должны будут обновляться и совершенствоваться в рамках преемственности при условии, если в них все еще сохранились основные силы для развития, важнейшей из которых является сила и власть «Асабийа».
Ключевые слова
Об авторах
Мохамад Аль-Юсеф Ширин
Poссийский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: shereen.alyusf@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-8115-0310
аспирант, кафедра истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Ibn al-Azraq. Miracles on the way, or the Nature of dominion (Badai al-sulk fi tabai al-mulk). Pt. 1. Al-Nashar Ali Sami, editor. Baghdad: Iraqi Ministry of Information; 1977. (In Arabic).
- Anvar Samatov. What is “Asabiyya” and why is this phenomenon prohibited by Islam? Available from: https://islam-today.ru/veroucenie/cto-takoeasabia-i-pocemu-eto-avlenie-zapreseno-islamom/ (accessed: 09.09.2023). (In Russian).
- Smirnov AV. Ibn Khaldun and his new science. In: History of philosophy yearbook. Vol. 2007. Moscow; 2008. P. 159‒186. (In Russian).
- Al-Jabri Muhammad Abed. Thought of Ibn Khaldun: Asabiyyah and the state. In: Center for Arab Unity Studies. Beirut; 1994. (In Arabic).
- Ibn Khaldun. Introduction. Tunisia: Tunisian Publishing House; 1984. (In Arabic).
- Rozov NS. Ibn Khaldun’s Law: what the growth of corruption and force coercion in Russia can lead to. In: Political class. 2006. N 16. Available from: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/ibn-khaldun.htm (accessed: 11.10.2023). (In Russian).
- Saadalla Ali. The influence of Khaldunian thought on Ibn al-Azraq's approach and political views. In: Journal of Konstantinovsky University of Humanities. Algeria. 2001:69–84. (In Arabic).
- Pochta YuM. Islamic civilization in a globalizing world. Moscow: IMEMO RAS publ.; 2011. P. 84–87. (In Russian).
Дополнительные файлы
