И. Кант и традиция мистического пантеизма в европейской философии
- Авторы: Евлампиев И.И.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 28, № 2 (2024): КАНТ В РОССИИ
- Страницы: 525-542
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325433
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-2-525-542
- EDN: https://elibrary.ru/ULVXBP
- ID: 325433
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании на основании анализа работ «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» и «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» доказывается, что И. Кант сознательно основывал свою философскую систему на метафизике мистического пантеизма, согласно которой земной мир есть результат «внутренней» трансформации апофатического Абсолюта, причем человеческое сознание необходимо рассматривать как акт Абсолюта, реализующий указанную трансформацию. При таком подходе пространство и время, как формы чистого чувственного созерцания, можно интерпретировать как выражение сосуществования всех вещей в Абсолюте и постоянства их связи с Абсолютом. Именно такое их понимание присутствует в ранних работах Канта. В статье обосновывается утверждение, что онтологическое доказательство бытия Бога составляет важное слагаемое философии Канта. В докритический период он еще не до конца избавился от приверженности ортодоксальным, церковным представлениям о Боге и поэтому онтологическое доказательство было противоречивым и непоследовательным. В «Критике чистого разума» Кант не отвергает онтологическое доказательство, а делает его по-настоящему последовательным, полностью соответствующим метафизике мистического пантеизма. Здесь доказывается не существование Бога-Абсолюта (это невозможно, поскольку Бог есть Божественное Ничто), а наличие в сознании безусловного бытия («материи восприятия»), которое есть явление Абсолюта в конечной форме и из которого через акты сознания творится предметный мир. В статье показано наличие множества параллелей между системой Канта и учениями Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского, создавших самые известные версии мистического пантеизма.
Об авторах
Игорь Иванович Евлампиев
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7209-2616
SPIN-код: 8459-2723
доктор философских наук, профессор, кафедра русской философии и культуры, Институт философии
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Evlampiev II. Undistorted Christianity and its fate in European history. Saint Petersburg: TsSO publ.; 2024. (In Russian).
- Kant I. On the form and principles of the sensually perceived and intelligible world. In: Works. 6. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1964. P. 381–426. (In Russian).
- Schelling FWJ. Philosophical studies on the essence of human freedom and related subjects. In: Works. 2. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1989. P. 86–158. (In Russian).
- Fichte IG. The Way Towards the Blessed Life. Moscow: Kanon+ publ.; 1997. (In Russian).
- John Scotus Eriugena. About the division of nature. Book IV. In: Anthology of medieval thought (Theology and philosophy of the European Middle Ages). In 2 vols. Vol. 1. Neretina SS, editor. Saint Petersburg: RkhGA publ.; 2001. P. 166–189. (In Russian).
- John Scott. Perifuseon <On the division of nature>. Book I. In: Philosophy of nature in antiquity and the Middle Ages. Gaidenko PP, Petrov VV, editors. Moscow: Progress-Tradition publ.; 2000. P. 480–529. (In Russian).
- Heidegger M. Thesis Kanat on Being. In: Time and Being. Moscow: Republic publ.; 1993. P. 361–390. (In Russian).
- Kant I. New coverage of the first principles of metaphysical knowledge. In: Works. In 6 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1963. P. 263–314. (In Russian).
- Protopopov IA. The problem of ontological proof and the concept of the transcendental ideal in Kant’s philosophy. In: EINAI: Problems of philosophy and theology. 2012. Vol. 1. No. 1/2. P. 74–107. (In Russian).
- Fisher M., Watkins E. Kant on the Material Ground of Possibility: From “The Only Possible Argument” to the “Critique of Pure Reason”. In: The Review of Metaphysics. 1998;52(2):369–395.
- Kant I. The only possible basis for proving the existence of God. In: Works. In 6 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1963. P. 391–510. (In Russian).
- Nicholas of Cusa. On the possibility-being. In: Works. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1980. P. 135–182. (In Russian).
- Logan I. Whatever Happened to Kant’s Ontological Argument? In: Philosophy and Phenomenological Research. 2007;74(2):346–363.
- Kant I. Critique of pure reason. In: Works. In 6 vols. Vol. 3. Moscow: Mysl’ publ.; 1963. (In Russian).
- Meister Eckhart. Spiritual sermons and discussions. Moscow: Publishing House of Political Literature; 1991. (In Russian).
- Nicholas of Cusa. About non-other. In: Works. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1980. P. 183–248. (In Russian).
- Nicholas of Cusa. Books of the simpleton. In: Works. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1979. P. 359–460. (In Russian).
Дополнительные файлы
