Особенности интерпретаций основных положений Мадхьямаки и Йогачары у буддийских авторов в Тибете и других странах
- Авторы: Лепехов С.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 78-90
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325447
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-78-90
- EDN: https://elibrary.ru/BKXMFJ
- ID: 325447
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема истолкования ключевых положений философии буддизма Махаяны в двух ее основных школах - Мадхьямаки и Йогачары являлась центральным пунктом полемики ведущих буддийских мыслителей, таких как Нагарджуна, Васубандху и их последователи. Различные особенности истолкования основных положений этих школ, причины их появления и последствия для развития буддизма Махаяны стали предметом обсуждения в данной работе. Обосновывается необходимость анализа максимально большого количества текстов обеих школ и комментариев к ним. Обращается внимание на существование различных представлений буддийских авторов о трактовке ряда основополагающих философских представлений этих школ. Обсуждается влияние особенностей перевода на другие языки для адекватной передачи мысли автора. Отмечается, что возможность различных интерпретаций была заложена уже в самой методологии передачи буддийского учения, сформировавшейся на самых ранних этапах становления буддизма. Анализируются точки зрения ряда тибетских авторов. Делаются выводы о том, что: существование разных подходов к интерпретациям некоторых центральных для буддизма Махаяны категорий обусловлен наличием различных философских методологий; ряд особенностей связан с толкованием соотношения логико-критического знания и йогических методов и их приоритетности в выборе путей для достижения выхода из цепи перерождений; наличие сходства в позициях таких авторов как Нагарджуна и Васубандху (традиционно относимых к различным школам) делает проблематичной однозначную трактовку их философских позиций; некоторые особенности обуславливались не только чисто теоретическими предпосылками, но также факторами политической борьбы за ведущее место в буддийской иерархии той или иной страны, а также стремлением влиять на власть.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Юрьевич Лепехов
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: lepekhov@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-8600-0783
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр восточных рукописей и ксилографов
Российская Федерация, 670047, Улан-Удэ, ул. М. Сахьяновой, д. 6Список литературы
- Shulman E. Nāgārjuna the Yogācārin? Vasubandhu the Mādhyamika? On the Middle-way between Realism and AntiRealism. In: Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals? Garfild JL, Westerhoff J, editors. Oxford-New York: Oxford University Press; 2015. P. 184-212.
- Lysenko, VG. The Experience of Yoga and Meditation as a Subject-Matter of Philosophy in India. Voprosy Filosofii. 2020;(3):161-176. (In Russian). https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-161-176
- Lysenko VG. The Epistemology of Yogic Perception: Dignāga-Dharmakīrti’s School. Voprosy Filosofii. 2021;(10):153-165. (In Russian). https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-153-165
- Westerhoff J. Nāgārjuna’s Yogācāra. In: Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals? Garfild JL, Westerhoff J, editors. Oxford-New York: Oxford University Press; 2015. P. 165-183.
- Obermiller E, editor. Prajñā-pāramitā-ratna-guṇa-samcaya-gāthā. Sanskrit and Tibetan text. Photomechanic reprint with a Sanskrit-Tibetan-English index by E. Conze. In: The Hague: Indo-Iranian Reprints. V. 1960.
- Terentyev AA. Review of Yaroslav Komarovski’s “Visions of unity. The Golden Pandita Shakya Chokden’s New Interpretation of Yogācāra and Madhyamaka”. History of Philosophy. 2015;20(2):166-171. (In Russian).
- Thakchoe S. The Two Truths Debate. Tsonkhapa and Gorampa on the Middle Way. Boston: Wisdom Publications; 2007.
- Higgins D. How is Consciousness (rnam shes) Related to Wisdom (ye shes)? The Eighth Karma pa on Buddhist Differentiation and Unity Models of Reality (part II1). Studia Religiologica. 2016;4(49):305-323.
- Terentyev AA. The Tibetan ‘Two Truths’ Debate and Everett-Mensky’s interpretation of Quantum Mechanics. Oriental Studies. 2019;(3):423-440. (In Russian). https://doi.org/10.22162/2619-0990-2019-43-3-423-440
- Burmistrov SL. Brahman and History. Historical and Philosophical Concepts of Neo-Vedantism. Moscow: Akademicheskii proekt; 2023. (In Russian).
- Lepekhov SYu. The correlation of the concepts of Madhyamaka and Yogācāra in Nāgārjuna’s “Bodhicittavivarna”. Vestnik of Saint-Peresburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2022;38(4):31-650. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.416
- Ruegg DS. The Literature of the Madhyamaka School of Philosophy in India. Wiesbaden: Otto Harrassowitz; 1981.
- Garfild J, Westerhoff J, editors. Introduction: Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals? In: Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals? Oxford-New York: Oxford University Press; 2015. P. 1-10.
- Werner K. Are There Two Levels of Truth and Reality? International Journal of Buddhist Thought & Culture. 2015;(24):65-74.
Дополнительные файлы
