Историография философии йогачары в Индии XX в.
- Авторы: Бурмистров С.Л.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей Российской академии наук
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 91-108
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325448
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-91-108
- EDN: https://elibrary.ru/BMXRFW
- ID: 325448
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Парадигмы историографии философии в Индии менялись с конца XIX в. до настоящего времени в зависимости от социального и общекультурного контекста, в котором функционировала история индийской философии как часть современной индийской культуры. Это проявлялось и в представлениях индийских историков об учении буддийской махаянской школы йогачара, возникшей в IV в. Историки колониальных времен, опиравшиеся на философию неоведантизма (С. Радхакришнан, С. Дасгупта), рассматривали буддизм как порождение поздневедийской культуры, а йогачару - как учение, отражавшее в существенном видоизмененной форме идеологию упанишад, которая, согласно неоведантистам, исходила из постулата о существовании единой мировой души - Брахмана и о тождестве ему истинного «Я» человека - атмана. Историки позднеколониального и раннего постколониального времени (П.Т. Раджу, Д.П. Чаттопадхьяя, А.К. Чаттерджи, отчасти С. Дасгупта) сближали йогачару с европейским идеализмом - главным образом с учениями Дж. Беркли, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарта - с целью показать принципиальное единство фундаментальной проблематики в индийской и западной философии. В то же время они сближали йогачару с учением брахманистской религиозно-философской школы адвайта-веданта, которое рассматривалось ими как еще одна форма индийского идеализма. Наконец, с развитием современной индийской культуры и изменением ее социального и политического контекста йогачара стала анализироваться как одна из форм философии сознания (Д. Калупахана). Все это показывает зависимость стратегий историко-философского исследования в Индии от социального, политического, культурного контекста, в котором оно осуществляется: в учении йогачары (как и в любом другом) выделяются и привлекают основное внимание те аспекты, которые историк философии находит наиболее близкими к проблематике современной ему философии.
Об авторах
Сергей Леонидович Бурмистров
Институт восточных рукописей Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: SLBurmistrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5455-9788
доктор философских наук, сектор Южной Азии, отдел Центральной и Южной Азии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18Список литературы
- Kaplan S. The Yogācāra Roots of Advaita Idealism? Noting a Similarity between Vasubandhu and Gauḍapāda. Journal of Indian Philosophy. 1992;(20):191-218.
- Swami Vivekananda. Buddha’s Mission. Available from: http://royallib.com/get/doc/ vivekananda_svami/missiya_buddi.zip (accessed: 18.12.2021). (In Russian).
- Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Vol. 1. Saint Petersburg: Stix publ.; 1994. (In Russian).
- Radhakrishnan S. East and West in Religion. L.: George Allen & Unwin; 1933.
- Dasgupta SN. A History of Indian Philosophy. Vol. I. Cambridge: Cambridge University Press; 1951.
- Dasgupta SN. Message of Buddhism. In: Philosophical Essays. Calcutta: Calcutta University Press; 1941. P. 255-275.
- Dasgupta SN. Indian Idealism. Cambridge: Cambridge University Press; 1962.
- Dasgupta SN. Philosophy of Vasubandhu in Viṃśatikā and Triṃśikā. In: Philosophical Essays. Calcutta: Calcutta University Press; 1941. P. 198-207.
- Litman AD. Contemporary Indian Philosophy. Moscow: Mysl’ publ.; 1985. (In Russian).
- Chattopadhyaya DP. What is Living and What is Dead in Indian Philosophy. Moscow: Progress publ.; 1981. (In Russian).
- Raju PT. Idealisms: Eastern and Western. Philosophy East and West. 1955;5(3):211-234.
- Raju PT. Idealistic Thought of India. L.: George Allen & Unwin; 1953.
- Raju PT. Thought and Reality: Hegelianism and Advaita. L.: George Allen & Unwin; 1937.
- Raju PT. Indian Epistemology and the World and the Individual. Philosophy East and West. 1964;14(3/4):311-332.
- Sharma Ch. A Critical Survey of Indian Philosophy. L.: Rider & Co.; 1960.
- Chatterjee AK. Yogācāra Idealism. Moscow: Shechen publ.; 2004. (In Russian).
- Tilakaratne A. Professor David Jinadasa Kalupahana (1936-2014). Philosophy East and West. 2014;64(3):520-522.
- Dissanayake W. David Kalupahana and the Field of Early Buddhism. Department of Philosophy, University of Hawai’i at Mānoa. Available from: http://hawaii.edu/phil/ in-memoriam-kalupahana/ (accessed: 03.05.2015).
- Payne RK. Early Buddhism: a Conversation with David J. Kalupahana. The Pacific World, New Series. 1991;(7):94-95.
- Kalupahana DJ. Buddhist Philosophy: a Historical Analysis. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1976.
- Kalupahana DJ. A Sourcebook on Later Buddhist Philosophy. Dehiwala: Buddhist Cultural Centre; 2008.
- Kalupahana DJ. A History of Buddhist Philosophy: Continuities and Discontinuities. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1992.
- Kalupahana DJ. Causality: the Central Philosophy of Buddhism. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1975.
- Kalupahana DJ. Pratītyasamutpāda and the Renunciation of Mystery. In: Buddhist Thought and Ritual. Kalupahana DJ, editor. Delhi: Motilal Banarsidass; 2001. P. 19-33.
- Monier-Wiliams M. A Sanskrit-English Dictionary, Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. Delhi: Motilal Banarsidass; 1899.
- Лысенко В.Г. Йогачара // Философия буддизма: Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература, 2011. С. 334-342. Lysenko VG. Yogācāra. In: Philosophy of Buddhism: Encyclopedia. Stepaniants MT, editor. Moscow: Vostochnaia literature publ.; 2011. P. 334-342.
Дополнительные файлы
