Историография философии йогачары в Индии XX в.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Парадигмы историографии философии в Индии менялись с конца XIX в. до настоящего времени в зависимости от социального и общекультурного контекста, в котором функционировала история индийской философии как часть современной индийской культуры. Это проявлялось и в представлениях индийских историков об учении буддийской махаянской школы йогачара, возникшей в IV в. Историки колониальных времен, опиравшиеся на философию неоведантизма (С. Радхакришнан, С. Дасгупта), рассматривали буддизм как порождение поздневедийской культуры, а йогачару - как учение, отражавшее в существенном видоизмененной форме идеологию упанишад, которая, согласно неоведантистам, исходила из постулата о существовании единой мировой души - Брахмана и о тождестве ему истинного «Я» человека - атмана. Историки позднеколониального и раннего постколониального времени (П.Т. Раджу, Д.П. Чаттопадхьяя, А.К. Чаттерджи, отчасти С. Дасгупта) сближали йогачару с европейским идеализмом - главным образом с учениями Дж. Беркли, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарта - с целью показать принципиальное единство фундаментальной проблематики в индийской и западной философии. В то же время они сближали йогачару с учением брахманистской религиозно-философской школы адвайта-веданта, которое рассматривалось ими как еще одна форма индийского идеализма. Наконец, с развитием современной индийской культуры и изменением ее социального и политического контекста йогачара стала анализироваться как одна из форм философии сознания (Д. Калупахана). Все это показывает зависимость стратегий историко-философского исследования в Индии от социального, политического, культурного контекста, в котором оно осуществляется: в учении йогачары (как и в любом другом) выделяются и привлекают основное внимание те аспекты, которые историк философии находит наиболее близкими к проблематике современной ему философии.

Об авторах

Сергей Леонидович Бурмистров

Институт восточных рукописей Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: SLBurmistrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5455-9788

доктор философских наук, сектор Южной Азии, отдел Центральной и Южной Азии

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18

Список литературы

  1. Kaplan S. The Yogācāra Roots of Advaita Idealism? Noting a Similarity between Vasubandhu and Gauḍapāda. Journal of Indian Philosophy. 1992;(20):191-218.
  2. Swami Vivekananda. Buddha’s Mission. Available from: http://royallib.com/get/doc/ vivekananda_svami/missiya_buddi.zip (accessed: 18.12.2021). (In Russian).
  3. Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Vol. 1. Saint Petersburg: Stix publ.; 1994. (In Russian).
  4. Radhakrishnan S. East and West in Religion. L.: George Allen & Unwin; 1933.
  5. Dasgupta SN. A History of Indian Philosophy. Vol. I. Cambridge: Cambridge University Press; 1951.
  6. Dasgupta SN. Message of Buddhism. In: Philosophical Essays. Calcutta: Calcutta University Press; 1941. P. 255-275.
  7. Dasgupta SN. Indian Idealism. Cambridge: Cambridge University Press; 1962.
  8. Dasgupta SN. Philosophy of Vasubandhu in Viṃśatikā and Triṃśikā. In: Philosophical Essays. Calcutta: Calcutta University Press; 1941. P. 198-207.
  9. Litman AD. Contemporary Indian Philosophy. Moscow: Mysl’ publ.; 1985. (In Russian).
  10. Chattopadhyaya DP. What is Living and What is Dead in Indian Philosophy. Moscow: Progress publ.; 1981. (In Russian).
  11. Raju PT. Idealisms: Eastern and Western. Philosophy East and West. 1955;5(3):211-234.
  12. Raju PT. Idealistic Thought of India. L.: George Allen & Unwin; 1953.
  13. Raju PT. Thought and Reality: Hegelianism and Advaita. L.: George Allen & Unwin; 1937.
  14. Raju PT. Indian Epistemology and the World and the Individual. Philosophy East and West. 1964;14(3/4):311-332.
  15. Sharma Ch. A Critical Survey of Indian Philosophy. L.: Rider & Co.; 1960.
  16. Chatterjee AK. Yogācāra Idealism. Moscow: Shechen publ.; 2004. (In Russian).
  17. Tilakaratne A. Professor David Jinadasa Kalupahana (1936-2014). Philosophy East and West. 2014;64(3):520-522.
  18. Dissanayake W. David Kalupahana and the Field of Early Buddhism. Department of Philosophy, University of Hawai’i at Mānoa. Available from: http://hawaii.edu/phil/ in-memoriam-kalupahana/ (accessed: 03.05.2015).
  19. Payne RK. Early Buddhism: a Conversation with David J. Kalupahana. The Pacific World, New Series. 1991;(7):94-95.
  20. Kalupahana DJ. Buddhist Philosophy: a Historical Analysis. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1976.
  21. Kalupahana DJ. A Sourcebook on Later Buddhist Philosophy. Dehiwala: Buddhist Cultural Centre; 2008.
  22. Kalupahana DJ. A History of Buddhist Philosophy: Continuities and Discontinuities. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1992.
  23. Kalupahana DJ. Causality: the Central Philosophy of Buddhism. Honolulu: The University Press of Hawaii; 1975.
  24. Kalupahana DJ. Pratītyasamutpāda and the Renunciation of Mystery. In: Buddhist Thought and Ritual. Kalupahana DJ, editor. Delhi: Motilal Banarsidass; 2001. P. 19-33.
  25. Monier-Wiliams M. A Sanskrit-English Dictionary, Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. Delhi: Motilal Banarsidass; 1899.
  26. Лысенко В.Г. Йогачара // Философия буддизма: Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература, 2011. С. 334-342. Lysenko VG. Yogācāra. In: Philosophy of Buddhism: Encyclopedia. Stepaniants MT, editor. Moscow: Vostochnaia literature publ.; 2011. P. 334-342.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».