Эллинская теология на закате поздней классики
- Авторы: Найдыш В.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 2 (2025): СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Страницы: 420-434
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325494
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-2-420-434
- EDN: https://elibrary.ru/SESOKT
- ID: 325494
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Закат поздней классики (вторая пол. IV в. до н. э.) это время кризиса полисного образа жизни. Выходом из кризиса был переход от «маленького уютного полиса» к новой социально-политической реальности, огромным полиэтнокультурным империям, где доминируют социальные отношения, опосредованные в пространстве и времени. Это повлекло за собой преобразования духовной культуры и религиозного сознания. Разделяются области личностных и общественных потребностей; полисный партикуляризм уступают место мотивам этноинтеграции, космополитизма; индивид получил возможность углубиться в собственную личность; обогащается мир человеческих чувств; возрастает роль моральной саморегуляции; духовная культура дифференцируется на элитарную и массовую; активизируется мистическое мироощущение. Система мышления поднимается на теоретический уровень; разделяются когнитивный и ценностно-смысловой компоненты познавательного процесса. В теологии это проявилось в формировании двух когнитивных подходов. Первый представлен т.н. сократическими школами (киники, киренаики, мегарская школа и др.). Он был нацелен на поиск и выражение в образе жизни, поступках личности смыслов отношений профанного и сакрального миров. История этих школ показала, что такие смыслы адекватно не выражаются обобщением опыта индивидуализированной чувственности. Здесь нужен переход к обобщению социально-культурного опыта; иначе говоря, нужно придать мыслительным построениям космический смысл. Поэтому киники эволюционируют к стоицизму, киренаики - к эпикуреизму, а мегарики - к неоплатонизму. Второй подход нацелен на создание абстрактно-понятийной модели сакрального мира, логическое конструирование «подлинной божественности». Заложенный Платоном, он получил развитие в творчестве Аристотеля, который интегрирует онтологию, космологию и теологию на основе предельно абстрактного понятия единственного, вечного, неподвижного, неделимого, бестелесного, ничем другим не приводимого в движение, начала всех начал и причины всех причин, чистого теоретика и совершенного философа, созерцающего собственное мышление. При этом аристотелевская теология не лишена нерефлексированной субъективности (остаточных элементов народной мифологии, гилозоизма, этических и эстетических оценок и др.), что в эпоху средневековья способствовало ее синтезу с теологиями авраамических религий (христианской, иудаистской, исламской), базировавшимися на абстрактно-понятийной реконструкции ветхо- и новозаветной мифологий.
Об авторах
Вячеслав Михайлович Найдыш
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.naidysh@bk.ru
SPIN-код: 1852-0407
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии и теории познания, факультет гуманитарных и социальных наук Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
- Naidysh VM. Hellenic Theology of the Epoch of High Classics. RUDN Journal of Philosophy. 2023;27(1):79–93. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2023-27-1-79-93 EDN: PDLULR
- Naidysh VM. Hellenic theology of early classical period. RUDN Journal of Philosophy. 2020;24(4):669–680. doi: 10.22363/2313-2302-2020-24-4-669-680 EDN: IJCCAF
- Naidysh VM. Mythology and theology. Article two. RUDN Journal of Philosophy. 2019;23(2):210–221. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2019-23-2-210-221 EDN: ONAWLI
- Naidysh VM. Philosophy of mythology. From antiquity to the era of Romanticism. Moscow: Gardariki publ.; 2002. (In Russian).
- Kagan D. Peloponnesian war. Moscow: Alpina non-fiction; 2023.
- Welskopf EC. Hellenische Poleis. Kriee – Wandlung – Wirkung. Bd. 1–4. Berlin: Akademie-Verlag; 1974. doi: 10.1163/9789004674219
- Rhodes PJ. Polis and its alternatives. In: The Cambridge Ancient World. The Fourth Century BC. Vol. VI. Moscow: Ladomir publ.; 1994. P. 673–705. (In Russian).
- Habicht ChH. Athen. Die Geschichte der Stadt in hellenistischer Zeit. Moscow: Ladomir publ.; 1999.
- Zelinsky FF. Hellenic religion. Minsk: Econompress; 2003. (In Russian).
- Naidysh VM. Mythmaking in the Activities of Consciousness. Voprosy Filosofii. 2017;(5):26–34. (In Russian). EDN: YPQETV
- Polito JJ. Greek Art: from Classical to Hellenistic. In: The Cambridge Ancient World. The Fourth Century BC. Vol. VI. Moscow: Ladomir publ.; 2017. P. 766–780.
- Mikalson JD. Athenian Popular Religion (405–323 B.C.). Chapel Hill: University of North Carolina Press; 1983.
- Wilamowitz-Moellendorff U. von. Der Glaube der Hellenen. In 2 volumes. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung; 1932.
- Hypereides. Speech’ against Demosthenes about Herpal’s money. Article 31. Gluskina LM, transl. Available from: https://vk.com/wall-36850439_33712?ysclid= maec7m8cu9758346963 (accessed: 01.11.2024). (In Russian).
- Plato. The Sophist. An essay in four volumes. Vol. 2. Saint Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University; 2007. (In Russian).
- Nakhov IM. An essay on the history of Cynic philosophy. An anthology of Kinism. Fragments of the writings of Cynic thinkers. Moscow: Nauka publ.; 1984. P. 5–52. (In Russian).
- Diogenes. Letters. In: An anthology of Kinism. Fragments of the writings of Cynic thinkers. Moscow: Nauka publ.; 1984. P. 218–251. (In Russian).
- Xenophon. Memories of Socrates. Moscow: Nauka publ; 1993. (In Russian).
- Losev AF. History of ancient Aesthetics. Vol. 2. Sophists. Socrates. Platon. Moscow: Iskusstvo publ.; 1969. (In Russian).
- Diogenes Laertius. About the life, teachings and sayings of famous philosophers. Moscow: Mysl’ publ.; 1979. (In Russian).
- Sextus Empiricus. Against scientists. In: Works in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1976. P. 7–206. (In Russian).
- Antisthenes. Additions. In: An anthology of Kinism. Fragments of the writings of Cynic thinkers. Moscow: Nauka publ.; 1984. P. 122–132. (In Russian).
- Dion of Prussia. Speeches. In: An anthology of Kinism. Fragments of the writings of Cynic thinkers. Moscow: Nauka publ.; 1984. P. 315–347 (In Russian).
- Aristotle. The Second Analysis. In: Works in 4 volumes. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1978. P. 255–346. (In Russian).
- Aristotle. Poetics. In: Works in 4 volumes. Vol. 4. Moscow: Mysl’ publ.; P. 645–680. (In Russian).
- Aristotle. About heaven. In: Works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow: Mysl’ publ.; 1981. P. 263–378. (In Russian).
- Aristotle. Metaphysics. In: Works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1975. P. 63–368. (In Russian).
- Aristotle. Physics. In: Works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow: Mysl’ publ.; P. 59–262. (In Russian).
- Duhem P. Le systeme du monde. histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic. Vol. 1. Paris: Hermann; 1958.
- Aristotle. About the soul. In: Works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1978. P. 369–450. (In Russian).
- Aristotle. Nicomachean ethics. In: Works in 4 volumes. Vol. 4. Moscow: Mysl’ publ.; 1983. P. 53–294. (In Russian).
Дополнительные файлы
