Прометей и Заратустра: бунт Камю и нигилизм Ницше
- Авторы: Крыштоп Л.Э.1, Калашников Д.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 2 (2025): СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Страницы: 435-445
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325495
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-2-435-445
- EDN: https://elibrary.ru/SHHPUA
- ID: 325495
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На формирование философских взглядов А. Камю огромное влияние оказал Ф. Ницше. Авторы исследования анализируют несколько аспектов данного влияния. В поле зрения попадает концепция «смерти Бога» Ницше и ее отражение в философии Камю, прежде всего в его ключевом понятии - понятии абсурда. Авторы приходят к выводу, что философия абсурда Камю в определенном смысле может рассматриваться как последовательное развитие ницшеанской идеи «смерти Бога», выведением всех следствий из нее. Также параллель во взглядах двух философов можно проследить в двух других аспектах - в концепции вечного возвращения Ницше и ее своеобразного воплощения в образе Сизифа у Камю, а также в ницшеанской идее трех превращений духа и ее преломлении в идеи бунта Прометея. Авторы приходят к выводу, что в случае первого аспекта мы можем говорить о значительном сходстве и параллелизме идей двух мыслителей. Однако второй аспект - идея трех стадий развития духа Ницше и идея бунта Камю, как он предстает в образе Прометея, демонстрирует серьезное расхождение между ними. На третьей стадии развития духа - стадия ребенка - дух переходит от отрицания к созиданию новых ценностей, однако этот процесс может быть охарактеризован как активный нигилизм. Этот процесс подразумевает бескомпромиссное отбрасывание, разрушение старых ценностей, что и становится основанием для формирования новых. Такая позиция неизбежно подразумевает безграничную свободы отдельного индивида, того избранного, который и способен подняться до этой высоты духовного развития. Такая позиция является ответом на «смерть Бога». Бунт Камю также является ответом на абсурд. Но он имеет своим истоком не абсолютную свободу индивида, а чувство солидарности. Он рождается из стремления помочь другим людям, улучшить их положение, из стремления к общему для всех людей благу. Такой бунт не может быть неограниченным, напротив, он подчинен закону меры, соразмерности разрушения и привносимого блага.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Эдуардовна Крыштоп
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kryshtop_le@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-1012-5953
SPIN-код: 6160-3444
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Данила Андреевич Калашников
Российский университет дружбы народов
Email: 1142220899@pfur.ru
аспирант кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
- Fokin SL. Albert Camus. Novel. Philosophy. Life. Saint Petersburg: Aletejja publ.; 1998. (In Russian).
- Camus А. Notes. Moscow: AST; 2023. (In Russian).
- Gaetani G. The Eternal Return of Sisyphus: Camus Interpreting Nietzsche. Journal of Camus Studies. 2012;(4):76–85.
- Duvall W. Camus’s Fall – From Nietzsche. In: Historical Reflections. 1995;21(3):537–552.
- Gordon M. Camus, Nietzsche, and the Absurd: Rebellion and Scorn versus Humor and Laughter. Philosophy and Literature. 2015;39(2):364–378. doi: 10.1353/phl.2015.0045
- Figl J. ‘Tod Gottes’ und die Möglichkeit ‘neuer Götter’. In: Nietzsche-Studien. Bd. 29. Berlin/Munich/Boston: Walter de Gruyter GmbH.; 2000. P. 82–101. doi: 10.1515/9783110244472.82
- Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. In: Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 5. Leipzig: C.G. Naumann; 1900.
- Nietzsche F. Fun Science. In: Writings in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1990. P. 491–719. (In Russian).
- Sommer AU. Gott – Nihilismus – Skepsis. Aspekte der Religions- und Zeitkritik bei Niezsche. Zur Wissenschaftskritik Nietzsches. In: Der Tod Gottes und die Wissenschaft. Berlin/New York: Walter de Gruyter GmbH & Co.; 2010. P. 17–25. doi: 10.1515/9783110220759.17
- Stegmaier W. Der Tod Gottes und das Leben der Wissenschaft. Nietzsches Aphorismus vom tollen Menschen im Kontext seiner Fröhlichen Wissenschaft. In: Der Tod Gottes und die Wissenschaft. Berlin/New York: Walter de Gruyter GmbH & Co.; 2010. P. 1–16. doi: 10.1515/9783110220759.1
- Enders M. Heideggers Deutung von Nietzsches Proklamation des Todes Gottes. In: Heidegger & Nietzsche. Leiden: Brill; 2012. P. 97–120. doi: 10.1163/9789401208741_007
- Heidegger M. Lectures on Metaphysics. Мoscow: Jazyki slavjanskoj kul'tury publ.; 2014 (In Russian).
- Woodward A. Camus and Nihilism. Sophia. 2011;50(4):543–559. doi: 10.1007/s11841-011-0274-0
- Heidegger M. Nietzsches Wort ‘Gott ist tot’. In: Works and reflections from different years. Moscow: Gnozis; 1993. (In Russian).
- Gentili C. Friedrich Nietzsche: Tod der Kunst und Tod Gottes. In: Das Ende der Kunst als Anfang freier Kunst. Leiden: Brill; 2015. P. 201–211. doi: 10.30965/9783846758557_014
- Camus А. L’Homme révolté. Moscow: Politizdat publ.; 1990. (In Russian).
- Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. In: Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 6. Leipzig: C. G. Naumann; 1899.
- Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra. In: Writings in 2 volumes. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1990. P. 5–237.
- Radeev AE. About what it means to say „Yes” (according to Nietzsche and not only). Vestnik SPbGU. 2015;17(1):140–147. EDN: TPHUSZ
- Heidegger M. Nietzsche and the void. Moscow: Rodina; 2024. (In Russian).
- Gura VA. The phenomenon of European Nihilism. Terra Linguistica. 2013;(167):89–96. (In Russian). EDN: QALLYH
- Losev AF. Ancient Philosophy of History. Moscow: Nauka publ.; 1977. (In Russian).
Дополнительные файлы
