Э. Кассирер и критическая этика Канта: вопрос об интерпретациях
- Авторы: Тетюев Л.И.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университете имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 22, № 1 (2018)
- Страницы: 65-75
- Раздел: ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344822
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-1-65-75
- ID: 344822
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается дискуссия в немецком и англо-американском неокантианстве, затянувшаяся на долгие годы, вокруг этической теории Эрнста Кассирера. В отличие от своих учителей по Марбургской школе Когена и Наторпа, определивших этику в качестве важной составляющей части философской системы, философ не написал отдельной работы по этике. В статье проводятся параллели между этикой Когена и этикой Наторпа. Кассирер обращается к этике Канта не только с целью раскрытия специфики собственного генетического подхода и критического метода, но и пытается реконструировать ее исходные принципы - понятие автономии и понятие свободы, индивидуальной личности, ставшие отправными пунктами в системе этического идеализма. Граница между собственным познанием и мироистолкованием пролегает между бытием и должным, необходимым и возможным. Для Кассирера этическая мысль Канта становится важнейшим условием преодоления натурализма и ограниченности гносеологической программы Марбургской школы. Споры о философском наследии Кассирера, начавшиеся в 50-е гг. XX века, сегодня вновь становятся актуальными в связи с обсуждением его принадлежности к неокантианству. Переломным моментом становится эмиграция философа из Германии после установления национал-социалистической диктатуры. В англо-американской литературе этот этап в его творческой биографии определяется как культурфилософский и антропологический, полностью порывающий с наследием кантовской трансцендентальной философии. В статье выявляется собственная теоретическая позиция Кассирера, сформировавшаяся в период неокантианского влияния и специфически выразившаяся в обосновании критической этики Канта. Его конгениальность с Кантом проявляется в развитии семиотического варианта трансцендентальной философии. Обосновывается положение, что мотивы этической и критической позиции Кассирера можно встретить и в позднем этапе творчества, когда философ в «Мифе государства» раскрывает трансцендентальную историю морального сознания.
Об авторах
Леонид Иванович Тетюев
Саратовский национальный исследовательский государственный университете имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: tetjuewl@mail.ru
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета
ул. Астраханская, 83, г. Саратов, Россия, 410000Список литературы
- Belov VN. Ernst Cassirer. Filosofija simvolicheskih form [Ernst Cassirer. The philosophy of symbolic forms ], Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2003, no. 12. pp. 177—182.
- Cassirer E. Zhizn’ i uchenie Kanta [The Life and teachings of Kant], Sankt Petersburg, 1997.
- Cohen G. Teorija opyta Kanta / per. VN Belov [Theory of experience Kant / translated by V.N. Belov], Moscow; 2012,
- Poma A. Kriticheskaja filosofija Germana Kogena [The Critical philosophy of Hermann Cohen], Moscow; 2012.
- Tetyuev LI. Immanuil Kant v davosskoj diskussii mezhdu E. Cassirerom i M. Hajdeggerom [Immanuel Kant in Davos debate between Cassirer’s and M. Heidegger] // Immanuil Kant i aktual’nye problemy sovremennoj filosofii [Immanuel Kant and actual problems of modern philosophy, Belov VN, Tetyuev LI. (eds.)], in 2 vols., Moscow: Aktion; 2008. p. 179—187.
- Tetyuev LI, Shilova SA. Miroponimajushhaja priroda jazyka. Problema jazyka v simvolicheskom idealizme E. Cassirera [The world understands the nature of language. The problem of language in symbols idealism E. Cassirer]. Saarbrücken, 2011.
- Cassirer E. Gesammelte Werke. Bd. 7.: Freiheit und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte. Hamburg; 2001. S. 319—387.
- Cassirer E, Heidegger M. Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger. In: Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik, Gesamtausgabe. Bd. 3. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1991. S. 274—296.
- Cohen H. Von Kants Einfluß auf die deutsche Kultur. In: A. Görland/E. Cassirer (Hrsg.): Hermann Cohens Schriften zur Philosophie und Zeitgeschichte, in 2 Bde. Berlin, 1928, Bd. 1.
- Habermas J. Die befreiende Kraft der symbolischen Formgebung. In: Ernst Cassirers Werk und Wirkung: Kultur und Philosophie, hrgs. vom D. Frede u. R. Schmucker. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft; 1997. S. 79—104.
- Holzhey H. Der Neukantianismus. In: Philosophie im 20. Jahrhundert. In 2 Bd. Hamburg,1992. Bd. 1. р. 19—51.
- Itzkoff S. Ernst Cassirer: Scientific Knowledge and the Concept of Man. Notre Dame: University of Notre Dame Press; 1971. P. 1—20.
- Krois JM. Ernst Cassirer: Symbolic Forms and History. New Haven; London, 1987.
- Kuhn H. The Philosophy of Ernst Cassirer. In: ed. Schlipp P.A. Library of Living Philosophers no. 6. 1949. Reprint. New York: Tudor Publishing. 1958. P. 70—89.
- Natorp P. Philosophie. Ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen Idealismus. 2 verb. Aufl. Göttigen, 1918.
- Orth E-W. Der Begriff der Kulturphilosophie bei Ernst Cassirer. In: Kultur. Bestimmungen im 20. Jahrhundert. Frankfurt. am. M., 1990. S. 156—191.
- Recki B. Kultur ohne Moral? Warum Ernst Cassirer trotz der Einsicht in den Primat der praktischen Vernunft keine Ethik schreiben konnte. In: Ernst Cassirers Werk und Wirkung: Kultur und Philosophie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1997. S. 58—78.
Дополнительные файлы

