К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ БУДДИЙСКИХ САКРАЛЬНЫХ ФОРМУЛ (1)
- Авторы: Зорин А.В.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей РАН
- Выпуск: Том 22, № 3 (2018)
- Страницы: 330-340
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344850
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-3-330-340
- ID: 344850
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается тема классификации и жанровых характеристик буддийских сакральных формул, известных как дхарани , мантры, хридаи и т.д. В основу рассмотрения положено, с одной стороны, определение религиозно-философской подоплеки буддийского подхода к такого рода текстам (определяемым часто как магические, заклинательные и т.п.), с другой стороны, анализ конкретного текстового материала, где представлены данные формулы вместе с их обозначениями. Касаясь первого аспекта, автор отталкивается от ранней, но оказавшейся очень плодотворной интерпретации дхарани , предложенной в середине XIX в. В.П. Васильевым и недостаточно оцененной в англоязычной литературе. Самым важным для данной статьи является тезис Васильева о тесной связи дхарани с представлением об имени как сущности предмета или личности, так что знание имени открывает прямой доступ к владению тем, что оно обозначает. Это, однако, требует уточнения: специфически буддийская концепция пустоты всех дхарм и их равностности на уровне высшей истины обусловливает принципиальную нечеткость в терминологии, при которой те или иные слова-маркеры отражают лишь различные модусы восприятия одних и тех же формул. Данное явление раскрывается во второй части статьи, при рассмотрении конкретного текстового материала, содержащегося в тибетском сборнике дхарани-сутр «Сунгдуй», составленного Таранатхой (первая треть XVII в.). Несмотря на попытки некоторых буддийских теоретиков выделить критерии четкой классификации сакральных формул, тексты дхарани-сутр наглядно показывают, что жанровые наименования могут свободно смешиваться и применяться одновременно в отношении одних и тех же формул.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Валерьевич Зорин
Институт восточных рукописей РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kawi@yandex.ru
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН
Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, Россия, 191186Список литературы
- Cabezón JI. The Buddha’s Doctrine and the Nine Vehicles. Rog Bande Sherab’s Lamp of the Teachings. Oxford University Press; 2013.
- Davidson RM. Studies in Dhāraṇī Literature I: Revisiting the Meaning of the Term Dhāraṇī. Journal of Indian Philosophy, 37 (2); 2009, p. 97—147.
- Gonda J. Epithets in the Ṛgveda. ‘S-Gravenhage: Mouton & Co; 1959.
- Hidas G. Dhāraṇī Sūtras. In: Brill’s Encyclopedia of Buddhism. Vol. I. Literature and Languages. Eds. J. Silk, O. von Hinüber, V. Eltschinger. Leiden: Brill; 2015, p. 129—137.
- Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. The Treasury of Knowledge. Book Six, Part Four: Systems of Buddhist Tantra. The Indestructible Way of Secret Mantra. Kalu Rinpoché Translation group under the direction of Venerable Bokar Rinpoché. This volume translated by E. Guarisco and I. McLeod, introduced and annotated by E. Guarisco, and edited by I. McLeod. Ithaca, New York — Boulder, Colorado: Snow Lion Publications; 2005.
- Kappstein M.T. L’oubli des Russes: An (Almost) Forgotten Chapter in the History of 19th-century Orientalism. In: Revue internationale de philosophie. March 2019. (Forthcoming.)
- Uspensky V. Catalogue of the Mongolian Manuscripts and Xylographs in the St. Petersburg State University Library. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa; 1999.
- Vassilief V. Le Bouddhisme: ses dogmes, son histoire et sa littérature. Trad. du russe par G.A. La Comme et précédé d'un discours préliminaire par Éd. Laboulaye. Partie 1: Aperçu général. Paris: Durand; Duprat; 1863.
- Waddell LA. The Dhāraṇī Cult in Buddhism, its Origin, deified Literature and Images. Ostasiatische Zeitschrift, Heft II, July. Berlin; 1912, p. 155—195.
- Wassiljew W. Der Buddhismus, seine Dogmen, Geschichte und Literatur. Theil 1: Allgemeine Übersicht. Aus dem Russischen übers. [von Theodor Benfey]. St. Petersburg: Kaiserliche Akademie der Wissenschaften; 1860.
- Vasil’yev VP. Buddizm, ego dogmaty, istoriya i literatura. Chast’ 1. Obshchee obozrenie. St. Petersburg, 1857. (In Russ.)
- Ermakova T.V. Buddiyskiy mir glazami rossiyskikh issledovateley XIX — pervoi treti XX v. (Rossiya i sopredelnye strany). St. Petersburg: Nauka; 1998. (In Russ.)
- Zorin AV. U istokov tibetskoy poezii VIII—XIV vv. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie; 2010. (In Russ.)
- Zorin AV., Sizova AA. Pervye pekinskie izdaniya sbornika “Sunduy” na tibetskom i mongol’skom yazykakh. Mongolica-XI. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2013. С. 37—44. (In Russ.)
- Shomakhmadov SKh. Sanskritskie dharani iz Serindiyskogo fonda IVR RAN. St. Petersburg, 2017. (Electronic file.) (In Russ.)
Дополнительные файлы

