Том 24, № 2 (2020): ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

О рубрике. Секулярная религиозность в «диалоге мировоззрений» русских мыслителей

Марцева А.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):161-164
pages 161-164 views

Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века

Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается, как изменялся смысл принципа «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого и как этот принцип оценивался в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века. В ранней версии учения Толстого, изложенной в книге «В чем моя вера?», принцип непротивления понимался в моральном смысле, в качестве нормы для всех людей; его исполнение должно привести к совершенству земной жизни. Это представление Толстого было подвергнуто резкой критике его современниками, которые отмечали, что в учении Толстого не остается подлинно религиозного содержания, оно превращается в утилитарное учение о земном прогрессе человечества. Учитывая эту критику, Толстой в более поздних работах изменил свое понимание принципа непротивления. Проводя различие между двумя уровнями человеческой жизни - «животной» и божественной, Толстой признал указанный принцип законом именно божественной жизни человека. В результате принцип непротивления приобрел религиозный, а не моральный смысл, поскольку переход человека к божественной жизни означает мистическое преображение его бытия. Он осознает свое сверхпространственное и сверхвременное единство со всеми людьми и со всем бытием и поэтому может оценивать последствия своих поступков не только в ограниченной сфере своей жизни, но и во всем бесконечном бытии. В связи с этим человек осознает абсолютное превосходство добрых поступков над злыми, даже если последние совершены ради противостояния злу. Показано, что к аналогичному пониманию религиозного смысла принципа непротивления пришли в конце жизни некоторые критики Толстого (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):165-180
pages 165-180 views

Проблема интеллектуальных двойников в современных исследованиях по истории русской философии (на примере русского народничества)

Мархевский О.

Аннотация

Статья вводит читателя в современный исследовательский дискурс по истории русской философии, инициирующий новое прочтение произведений русских мыслителей. Эти исследования проблематизируют феномен так называемых «интеллектуальных двойников». Отправной точкой статьи выступает формулировка этой проблемы, представленная в 2013 г. М.А. Маслиным в журнале «Вопросы философии». В своей работе Маслин упоминает А.И. Герцена, одного из основателей русского народничества, как пример феномена интеллектуальных двойников. Развивая эту тему, статья обращает внимание на проблему интеллектуальных двойников в контексте русского народничества, углубляя и усиливая проблематизацию этого феномена обращением к творческому наследию Н.К. Михайловского. В произведениях этого мыслителя-народника можно обнаружить два лица. Первое может быть метафорически определено как петербургское, а второе — как ялтинское. Эти обозначения заимствованы из заметок Сергея Елпатьевского, друга Михайловского. Двуликость выражает специфику проблемы двойников у Михайловского, а также ее качественный сдвиг по отношению к современным исследованиям описываемого феномена.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):181-186
pages 181-186 views

Соборность и гуманизм: культурфилософский анализ эссе Вяч. Иванова «Легион и соборность»

Коррадо-Казанская Ф.

Аннотация

В данной статье рассматривается философское и культурное значение понятия «соборность» как в культурном контексте Серебряного века, так и в историческом контексте Первой мировой войны на основе эссе Вяч. Иванова "Легион и соборность" (1916 г.). Предлагается филологический анализ ряда терминов, благодаря которым автор уточняет собственное представление о соборности в новом историческом европейском контексте. Речь идет о лексическом поле соединения, о таких терминах, как организация, кооперация, коллективизм, приводящих к главной, онтологической антитезe заглавия. В данной статье оппозиция между легионом и соборностью дублирует противостояние между Германией и Россией. Вяч. Иванов сначала ведет культурологический анализ такого противостояния и разоблачает ницшеанство в немецкой культурe на стыке XIX-ХХ веков. Он доказывает фальшивость понимания организации в современной немецкой культуре. По его мнению, мерилом лжи или истины являются главные ценности свободы и личности. В последней главе своего эссе Вяч. Иванов дает собственное определение соборности, не ссылаясь на русских мыслителей, но цитируя блаженного Августина с его образом двух градов. Автор статьи показывает, что культурологическая перспектива преодолевается христианской антропологической и мистической перспективой, где провозглашается гуманизм и христоцентризм. Итак, слово «соборность» является «вселенским словом», упоминающим о том, что истинное, чаемое общественное соединение имеет своим центром Христа. В этом смысле понятие соборности ознаменует ту же мистическую реальность, что и тайно вырастающий из исторического плана бытия Небесный Град блаженного Августина.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):187-200
pages 187-200 views

Концепция «самосознающей души» Андрея Белого: синтез ранней рецепции Канта с учением и эзотерической практикой Штайнера

Шмитт А.

Аннотация

В статье рассматривается связь между медитативной антропософской практикой Андрея Белого и концепцией самосознающей души, которой посвящен главный теоретический труд символиста «История становления самосознающей души». После краткого обзора эзотерических практик, в которые он был введен Рудольфом Штайнером в 1912-1914 годы, разрабатывается топография медитативного пространства по описаниям, приведенным Белым в «Кризисах». При этом привлекаются соответствующие источники Штайнера о высших ступенях познания, от которых концепция Белого в нескольких пунктах отклоняется. Далее рассматривается, каким образом внутренний опыт Белого отражается в познавательных принципах самосознающей души, которые он понимает как отражения высших познавательных способностей на более низком душевном уровне. Утверждается, что познавательные принципы самосознающей души, именуемые Белым «композицией пространства», «темой в вариациях времени» и «символом», являются синтезом эзотерической практики Белого с его ранней рецепцией критической философии Канта. Он сплавляет их в градационную модель постепенного углубления познания в устройство мироздания и в человеческий путь культурного развития. Этот познавательный процесс, по Белому, осуществляется творческим участием познающего субъекта и завершается его обожествлением.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):201-218
pages 201-218 views

К истокам формирования русского неокантианства: методологические основания философии А.И. Введенского

Владимиров П.А.

Аннотация

В статье раскрывается значение и вклад А.И. Введенского в становление русского неокантианства на примере системного и комплексного рассмотрения его исследований. Внимание уделяется значению критической методологии А.И. Введенского для последующего развития русского неокантианства в первой трети XX века. Метод «логицизм» обозначается как неотъемлемая часть критицизма, который заключается в элиминации догматических оснований из философского дискурса. В свою очередь критическая методология, понимаемая в качестве теоретического инструмента построения целостной картины мира в согласованности с научным знанием, служит основанием для выявления проблемного поля корреляции рационального и иррационального. Обозначенные вопросы и проблематика познания в работах А.И. Введенского становятся началом формирования русского неокантианства как направления, которое противопоставляется догматизму и религиозно-философским исследованиям. Развивая критическую методологию, русский философ обращается к рассмотрению роли философии при формировании мировоззренческих оснований. В содержании статьи последовательно раскрываются ключевые положения философии А.И. Введенского, от постановки вопроса о методологических основаниях критицизма до выявления специфики философии по отношению к научным дисциплинам, на примере экспериментальной психологии, опирающихся преимущественно на эмпирические методы. В заключение статьи обозначает перспективы изучения трудов А.И. Введенского для установления объективности значения критического идеализма в истории становления отечественной философской мысли и апробации сущности критического мышления.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):219-227
pages 219-227 views

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Идея доказательства

Анисов А.М.

Аннотация

В статье исследуется неформальная сторона идеи доказательства. Слово «идея» используется в смысле, восходящем к Платону. Доказательство понимается как точно установленная связь точно сформулированных и объективно существующих идей. Эта связь идей относится к сфере возможного и может наличествовать в одних возможных мирах и отсутствовать в других. Критикуются попытки трактовать доказательство как процедуру убедительной аргументации. Показано, что доказательства не обязательно являются убедительными, и что убедительность может быть присуща внедоказательным формам аргументации. Кратко прослеживается генезис идеи доказательства от истоков до наших дней. Приводятся доводы в пользу тезиса о возникновении идеи доказательства в пифагорейской философии. Обсуждается вопрос о том, по каким причинам идея доказательства не переоткрывалась больше нигде и никогда. Рассматривается проблема временного разрыва между появлением доказательств и точным определением понятия доказательства в современной логике. На доступном примере обосновывается неотделимость идеи доказательства от ее формального представления в той или иной логике. Приводится перечень некоторых основных неформальных предикатов доказательств и дается их краткая характеристика.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):228-243
pages 228-243 views

«Длящиеся слова», треугольник Пирса и тетраэдр онтологической Прописи

Павленко А.Н.

Аннотация

Предметом анализа настоящей работы являются имена (знаки), имеющие время существования больше нуля. Введено разделение всех имен (знаков) на 1) «длящиеся слова» и 2) «слова сингулярные». Показано, что в треугольнике Пирса могут длится в разной комбинации имя (знак), его значение и его смысл. Построена классификация «длящихся слов» и «сингулярных слов». Введено новое понятие, описывающее мир возможных и реальных объектов - онтологическое пространство (Пропись). Введен тетраэдр Прописи, вершиной которого является не имя (знак), а смысл (концепт). Показано, что ни «имя», ни «денотат» не могут существовать без смысла, а смыл может существовать без «имени» и без «денотата». Обосновано, что Пропись состоит из «отрезков-черт». Показано также, что длящиеся слова имеют (не имеют) соответствие с этими «отрезками-чертами» Прописи. Анализ Прописи позволил выявить четырнадцать аксиом, которым подчиняются её отрезки-черты и длящиеся слова.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):244-261
pages 244-261 views

Онтология семантики в информационных технологиях

Колычев П.М.

Аннотация

В статье анализируются онтологические возможности задания смысла информации. Для этого рассматривается современный подход информационных технологий в отношении задания смысла текстовой информации. При этом формулируется проблема задания смысла числа и смысла слова (текста), которая рассмотрена с позиции онтологического подхода, основанного на решении проблемы бытия, где онтология семантики оказывается следствием такого решения. В качестве самой онтологии выбрана релятивная онтология, исходным положением которой является тезис: быть значит различаться. Вследствие этого информация определяется как результат онтологического различения, которое допускает математическую формализацию через операцию вычитания, выражающую суть онтологического различения. Это в свою очередь позволяет всегда построить числовой порядок смыслов любой, в том числе и текстовой, информации, при этом смысл информации есть место в таком числовой ряду. Такой метод, названный как релятивный метод, приводит к точному числовому заданию смысла любой информации, а в силу этой числовой формы смыслы любой информации могут быть легко введены в компьютер с последующей обработкой и оперированием этими смыслами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):262-275
pages 262-275 views

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

От диалогической онтологии к теории семиосферы: философия диалога культур М. Бубера и Ю.М. Лотмана

Волкова А.А.

Аннотация

В настоящее время диалог рассматривается как основа культурного бытия, а диалог культур стал ключевым понятием современной философской мысли. Понятие диалога трансформировалось на протяжении прошлого столетия, обрастая новыми смыслами и меняя свое внутреннее содержание от понимания его как обычного обмена информацией до сложного творческого взаимодействия и взаимовлияния различных культурно-ценностных сознаний. Субъектами диалога теперь становятся не только различные личности, но и целые этносы, культуры, цивилизации, тем самым расширяя функционирование диалога до средства развития межкультурных, межэтнических и межцивилизационных отношений и подчеркивая общность мирового исторического процесса и культурного наследия человечества. Появившись как форма межличностных отношений в онтологии М. Бубера, который один из первых акцентировал внимание на переходе отношений от «субъект - объект» к «субъект - субъект», понятие «диалога» стало важнейшим философским понятием всей середины XX века. Но абсолютно новый поворот развития теории диалога, да и всей человеческой культуры в целом, был обусловлен концепцией семиосферы Ю.М. Лотмана. Статья посвящена рассмотрению генезиса философской концепции диалога культур в XX веке. Основное внимание уделено ее зарождению в начале XX столетия в теологической концепции М. Бубера и точке ее максимального развития в семиотической философии Ю.М. Лотмана.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):276-285
pages 276-285 views

Цифровое общество и многомерный человек (Новая постановка вопроса «Одномерного человека» Маркузе)

Черняк А.З., Леманто Э.

Аннотация

Одной из основных проблем социальной философии является технологическая революция и ее влияние на социальные системы. Критические взгляды на эти системы со стороны социальных философов отталкиваются от социальных проблем своего времени. Ключевым критическим тезисом Карла Маркса в его работе Das Capital является бедность, вызванная системой капитализма. Для него капитализм порождает только негативные социальные последствия, такие как рабство, угнетение, эксплуатация и обнищание. Герберт Маркузе указывает на ту же проблему, но выбирает иной угол зрения. Маркузе критикует общество изобилия. В «Одномерном человеке» Маркузе выступил с резкой критикой индустриального общества. Индустриальное общество, с его точки зрения, характеризуется изобилием и избытком, но это общество все еще угнетено новым типом рабства, называемым добровольным рабством. В итоге можно резюмировать: оба философа построили критику индустриального общества, но при этом стояли на разных позициях. Критика Маркса - это критика общества недостатка, голодного и неполноценного, критика Маркузе - критика сытого, обильного и избыточного общества. Цель этой статьи - показать, как одномерный человек Маркузе заканчивается в цифровую эпоху.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):286-296
pages 286-296 views

Информационная война в контексте кибернетической эпистемологии

Биндас Д.В.

Аннотация

В статье автор приводит обзор ключевых научных мнений о понимании термина «кибернетика». В тексте статьи представлен авторский взгляд понятия кибернетической эпистемологии исходя из ее методологических особенностей. Получает развитие авторский взгляд на понятие информационной войны как сложной социальной системы в его исследовании в контексте кибернетической эпистемологии. Концепция теории сложности до настоящего момента не применялась в исследовании онтологических характеристик феномена «информационная война». Предложенное автором рассмотрение информационной войны в контексте теории сложности позволяет выделять такие сущностные его характеристики, как рекурсивность на неопределенном участке времени и самопроизвольный характер. Проведенный анализ методов эпистемологии, их возможного и должного применения в кибернетике подтвердил актуальность исследования для формализации сложных явлений окружающего мира, определил возможность конструктивного обобщения знания, полученного в результате комплексной формализации характеристик исследуемых явлений и предельно допустимых изменений их состояний.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):297-302
pages 297-302 views

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Обзор международной научной конференции: «XII кантовские чтения. Кант и этика Просвещения: исторические основания и современное значение»

Сальникова Т.В., Лебедева А.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2020;24(2):303-309
pages 303-309 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».