Экзистенциализм М. Шлика? Мориц Шлик и его этика молодости
- Авторы: Давлетшина А.М.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 445-456
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325057
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-445-456
- ID: 325057
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется малоизвестная область философских исследований М. Шлика, который традиционно рассматривался как ученый, занимающийся проблемами теории познания и философии науки. В центре исследования находится работа «О смысле жизни» («Vom Sinn des Lebens», 1927), где философ не только закладывает основы своих будущих работ об этике, но и предлагает оригинальный подход к проблеме смысла жизни, связывая его с понятием «молодости». Он отмечает, что большинство людей смысл жизни видят в достижении определенных целей. В итоге жизнь почти полностью заполнена деятельностью, целью которой является сохранение нашего существования. Обрести смысл жизни можно только в деятельности, содержащей в самой себе цель и ценность, поэтому смысл жизни не может находится в работе, т.к. это деятельность не ради самой себя. Альтернативой является игра, присущая молодости. Она наполняет радостью и придает ценность жизни. Смысл жизни символизируется молодостью. Быть «молодым» можно в любое время, если понимать под юностью время игры, время деятельности и творчества. Это несет в себе необходимость изменения традиционной системы воспитания и этики, поддерживающих старость. В частности, он настаивает на том, что необходимо отказаться от этики долга и заменить ее новой этикой, где добродетель безмятежна, не испытывает давления долга и свободно разворачивается по собственной воле. Делается вывод, что «этика молодости» Шлика является симптоматичной для первой трети ХХ века с ее ориентацией на «нового» человека, универсальными свойствами которого были здоровье, бодрость, сила духа и общественный активизм.
Ключевые слова
Об авторах
Анна Маратовна Давлетшина
ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.m.davletshina@urfu.ru
ассистент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры
ул. Мира, 19, Екатеринбург, Российская Федерация, 620002Список литературы
- Carnap R, Hahn H, Neurath O. Nauchnoe miroponimanie — Venskij kruzhok [The Scientific Conception of the World: The Vienna Circle]. Logos. 2005; 2(47):13—26. (In Russian).
- Schlick M. Filosofiya i estestvoznanie [Philosophy and natural science]. Epistemology & Philosophy of Science. 2004; 1(1):213—226. (In Russian).
- Kraft V. Venskiy kruzhok: vozniknovenie neopozitivizma [Vienna circle: the emergence of neopositivism]. Moscow. Ideya-Press; 2003. 217 p. (In Russian).
- Schlick M. Povorot filosofii [The Turning Point in Philosophy]. In: Analiticheskaya filosofiya. Izbranny`e teksty`. Moscow. Izd-vo Moskovskogo universiteta; 1993. P. 28—33. (In Russian).
- Schlick M. Pozitivizm i realizm [Positivism and realism]. In: Zhurnal «Erkenntnis» («Poznanie»). Izbrannoe. Moscow. Id «Territoriya Budushhego», Ideya-Press; 2006. P. 283—309. (In Russian).
- Schlick M. Voprosy` e`tiki [Problems of Ethics]. Logos. 2008; 1(64):188—206.
- Schlick M. Fragen der Ethik. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag; 1984. 208 S.
- Schlick M. Von Sinn des Lebens. Symposion. Philosophische Zeitschrift für Forschung und Aussprache. Jg.1. 1927. S. 331—354.
- Marx K. E`konomichesko-filosofskie rukopisi 1844 g. [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844]. E`konomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda i drugie rannie filosofskie raboty`. Moscow. Akademicheskij proekt; 2010. p.303—358. (In Russian).
Дополнительные файлы
