«Знание» и «действие»: ал-Газали и арабо-мусульманская философская традиция в контексте взаимодействия с философской культурой Византии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

«Знание» в исламе, мусульманской культуре и философии рассматривается автором как ключ к пониманию мусульманской цивилизации, становление которой проходило, в том числе во взаимодействии с культурами народов восточной и западной частей бывшей Римской империи. Большое значение для точек соприкосновения и взаимообогащения мусульманской и христианской культур эпохи Средневековья имели византийское богословие и философия, обусловливающие формирование христианского ортодоксального вероучения и мировоззрения этнически многообразных народов византийской ойкумены. Феномен «знания» в мусульманской культуре представлен в связи с некоторыми контекстами византийской культуры. «Знание» как категориальное пространство мусульманской культуры в целом позволяет, с одной стороны, понять дух ислама как феномена религии, культуры и цивилизации, а с другой стороны, определить роль и значение этого пространства в формировании и развитии основных направлений арабо-мусульманской философии, сформировавшиеся в «золотую эпоху» ислама. Исследуется духовная установка на «поиски знания» в исламе: в Коране и Сунне. Особое внимание уделено концепту «знание» в арабо-мусульманской культуре, при этом отмечается, что письменная культура, книжное знание и в целом образование были в Арабском халифате достоянием не только узкого круга правителей и религиозных деятелей. В рамках категориального пространства арабо-мусульманской культуры и философии следует иметь в виду, что категории «знание» (‘илм) и «действие» (‘амал) составляют неразрывное единство в рамках арабо-мусульманской духовной традиции в контексте соотношения «теоретического» и «практического» разума. Роль «знания» и «действия» в этой традиции рассматривается на примере учения ал-Газали (1058-1111), оказавшего огромное влияние на развитие философии как на арабском Востоке, так и европейском Западе. Являясь ключевой фигурой в духовной истории ислама и мусульманской цивилизации, ал-Газали рассматривал знание не просто как ценность, но и как добродетель. Горячий поборник роли разума, он теоретический разум связывал с пониманием духовных реальностей, которые дают нам различные системы знания, называемые науками. Область компетенции практического разума, который должен основываться на теоретическом, ал-Газали связывал с человеческим поведением. Практический разум направляет человеческие действия, основанные на воле, исходя и руководствуясь нравственным идеалом. Учение ал-Газали рассматривается в понятиях и терминах, сформировавшихся и получивших развитие в средние века в рамках арабо-мусульманской культуры и отражающих некоторые смыслы такого исторического типа философской культуры, как греко-византийская классическая патристика. Общим для Ал-Газали и для византийских Отцов церкви была выработка философско-теологического понимания человека в его связи с Творцом и феномена «знание».

Об авторах

Нур Серикович Кирабаев

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kirabaev-ns@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0192-6337

доктор философских наук, профессор, кафедра истории философии

Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Sagadeev AV. Knowledge and cognitive attitude to reality in Islam. In: Rosenthal F. Triumph of knowledge. Moscow: Nauka; 1978.
  2. Gurevich AYa. Categories of medieval culture. Moscow: Iskusstvo; 1984.
  3. Rosenthal F. Triumph of knowledge. Moscow: Nauka; 1978.
  4. How to understand the hadith “Seek knowledge, even if it is in China”? [Internet]. 2015 Feb 2. Available from: https://islam-today.ru/veroucenie/kakponimat-hadis-isite-znanie-daze-esli-ono-v-kitae/ (accessed: 08.11.2022).
  5. Forty Hadith on Knowledge [Internet]. 2019 Jul 07. Available from: https://www.abuaminaelias.com/forty-hadith-on-knowledge/ (accessed: 22.11.2022).
  6. Uajt L. State-Church: its forms and functions. In: Levit SYa. Anthology of Cultural Studies. Saint Petersburg: Universitetskaya kniga; 1997. P. 285—313.
  7. Halidov AB. Book culture. In: Essays on the history of Arab culture in the 5th—15th centuries. Moscow: Nauka; 1982. P. 215—310.
  8. Halidov AB. Arabic Manuscripts and the Arabic Manuscript Tradition. Moscow: Nauka; 1985.
  9. Bolshakov OG. Medieval Arab city. In: Essays on the history of Arab culture in the 5th—15th centuries. Moscow: Nauka; 1982.
  10. Rosenthal F. Introduction to the Classical Heritage in Islam. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1975.
  11. Ibn-Rushd. Reasoning that decides on the connection between religion and philosophy. In: Classics of Arab-Muslim Philosophy. Vol. 1—2. Sagadeeva AV, transl. N-Y: Edvin Mellon Press; 1999.
  12. Abu Hamid Muhammed al'-Gazali at-Tusi. Revival of the religious sciences in ten volumes. Vol. 1. Makhachkala: Nurul Irshad; 2011.
  13. Al’-Dzhanabi MM. Sufi theological and philosophical synthesis of al-Ghazali. Moscow: RUDN University; 2018.
  14. Abu Hamid al-Gazali. Letter to a student (Ayyuha-l-valad). Moscow, Saint Petersburg: Dilya; 2007.
  15. Abu Hamid al’-Gazali. Scales of deeds. Moscow: Ansar; 2004.
  16. Abu Hamid al’-Gazali. Delivering from delusions. In: Medieval Arab-Muslim philosophy. Vol. 3. Sagadeeva AV, transl. Moscow: Marjani; 2010.
  17. Treiger A. The Science of Divine Disclosure: Gazali’s Higher Theology and Its Philosophical Underpinnings: dissertation. New Haven: Yale University; 2008.
  18. Ormsby E. Ghazali. Oxford: Oneworld; 2007.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».