Образ Ч.С. Пирса в русской философии: из истории формирования канона «американских философов»
- Авторы: Ванчугов В.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 229-243
- Раздел: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325458
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-229-243
- EDN: https://elibrary.ru/CCGTEN
- ID: 325458
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе представлен российский историко-философский процесс в контексте обнаружения нового для интеллектуального сообщества объекта, темы, персоны, совокупность реакций и формирование продукта. Опора на философский эмпирический материал и соответствующая герменевтика в его обработке позволяет выделить факторы, которые влияли на индивидуальную и коллективную рецепцию. Удобным фактором автору видится «открытие» российским философским сообществом начала XX в. как американской философии в целом, так и Ч.С. Пирса в частности. Начиная с XIX в. русские мыслители обращают свое внимание американскую философию во всем разнообразии ее проявлений. Особое внимание привлекает американский прагматизм, все, что с ним ассоциируется. В России появляются переводы текстов американский мыслителей, критические обзоры публикаций статей, журналов. Особый интерес в этой «коллективной рефлексии» американских идей представляет система предпочтений идей, текстов, событий, имен. В итоге то, что может представляться приоритетным для европейского мыслителя, для российского оказывается на периферии его сознания, равно как и наоборот. В то время как среди приоритетных фигур для русских мыслителей оказался Джеймс, Пирс оказался в его «тени». На богатом эмпирическом материале автор показывает все этапы формирования образа Пирса в русском интеллектуальном сообществе. В исследовании показан тот «образ» Пирса, который представляет не столь самого мыслителя, сколько характеризует обратившееся к нему интеллектуальное сообщество. Проведенное исследование представляет интерес как для современных зарубежных и российских толкователей Пирса, так и для историков философии, переосмысливающих прошлое и формирующих в настоящем новые объекты рецепции и рефлексии.
Об авторах
Василий Викторович Ванчугов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vanchugov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2674-6578
доктор философских наук, профессор, кафедра истории русской философии, философский факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4Список литературы
- Grott NYa, Lange NN. Revue philosophique de la France et de l'etranger. Questions of Philosophy and Psychology. Book 2. Мoscow; 1890.
- Grott NYa. The principles of psychology. Questions of Philosophy and Psychology. Book 5. Мoscow; 1890.
- Mokievsky PV. Mind, a quarterly review of psychology and philosophy. № 57, January 1890. Questions of philosophy and psychology. Book 3. Мoscow; 1890. P. 70—72.
- Basistov PA. The Monist. Vol. 7, 1897, № 1—3. Questions of Philosophy and Psychology. Book. 38. Мoscow; 1897.
- Mokievsky PV. N.K. Mikhailovsky and Western Science. Russian wealth. 1904;(3).
- Mokievsky PV. I.M. Sechenov. Russian wealth. 1905;(10).
- Vasiliev NA. The Third International Philosophical Congress in Heidelberg. Journal of the Ministry of National Education. 1909;(2).
- Chelpanov G. The Second International Philosophical Congress in Geneva. Questions of philosophy and psychology. Book 74. Мoscow; 1904.
- Vasiliev NA. The Third International Philosophical Congress in Heidelberg. Journal of the Ministry of National Education. 1909;(2).
- Lazarev A. Pragmatism. A new current in the field of philosophy. Russian thought. Мoscow; 1909.
- Balaban A. Pragmatism. Questions of philosophy and psychology. 1909;(4).
- Glagolev CS. A new type of philosophy. (Pragmatism or meliorism). Theological Herald. 1909;(XVIII).
- Strakhov PS. Pragmatism in Science and Religion (regarding the book by W. Jems: “The Variety of Religious Experience”). Theological Herald. 1910;(XIX).
- Frank SL. Pragmatism as a philosophical doctrine. Russian Thought. 1910;(5).
- Yushkevich P. On Pragmatism. In: James W. Pragmatism: A new name for some old methods of thinking. Popular Lectures on Philosophy. Yushkevich P, transl. Saint Petersburg: Shipovnik publ.; 1910.
- Marcel H. Pragmatism, a study of its various forms: Anglo-American, French, Italian and its religious significance. Saint Petersburg: JSC "Slovo" publ.; 1911.
- Ern VF. Reflections on Pragmatism. In: Struggle for Logos: Philosophical and Critical Experiments. Moscow: "Put" publ.; 1911.
- Berman YaA. The Essence of Pragmatism: New Currents in the Science of Thinking. Moscow: Zlatotsvet; 1911.
- Mokievsky P. Pragmatism in Philosophy. Russkoe Bogatstvo. 1910;(5):43—46.
- Stepun F. Former and Unfulfilled. Moscow, Saint Petersburg; 1995.
- Yakovenko B. Modern American Philosophy. Review. Logos. Book 3—4. 1913.
- Yakovenko B. On the essence of pragmatism (pro et contra). Works and days. 1912;(2).
- Yakovenko B. Modern American Philosophy. Review. Logos. Book 3/4. 1913.
- Yakovenko B. Royce's Ontology and its religious aspiration. Questions of Philosophy and Psychology. 1916;135(XXVII).
- Muravyev VN. From archival notes. In: N.F. Fedorov: pro et contra: in 2 vols. Book 2. Saint Petersburg: RCHGA publ.; 2008.
Дополнительные файлы
