Mobility-as-a-Service - тренды нового времени
- Авторы: Хрущев Д.В.1, Корчагин А.П.2, Соловьев В.В.2
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
- Выпуск: Том 33, № 1 (2025): Мир в движении: глобализация или национальные интересы?
- Страницы: 73-87
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324368
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2025-33-1-73-87
- EDN: https://elibrary.ru/QAUGCY
- ID: 324368
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные тенденции Mobility-as-a-Service (MaaS) отражают стремительное развитие цифровых технологий в транспортной сфере и логистике. Концепция MaaS, основанная на интеграции различных видов транспорта в единую цифровую платформу, предлагает пользователям персонализированные решения для передвижения, включая бронирование, оплату и планирование маршрутов в режиме реального времени. Эта модель способствует снижению зависимости от личного транспорта, уменьшению пробок и повышению экологической устойчивости городской мобильности. Особое внимание уделено анализу ключевых факторов популяризации MaaS: надежности данных, удобству использования, гибкости платформы и объективности выбора. Рассмотрены основные модели реализации MaaS: с участием коммерческих интеграторов, городских регуляторов и децентрализованные платформы на основе блокчейн-технологий. Каждая из них имеет свои преимущества и ограничения в контексте кибербезопасности, управления данными и адаптации к потребностям пользователей. Также подчеркнута роль MaaS в развитии умных городов, где внедрение электротранспорта, автономных автомобилей и аналитики данных способствует созданию более устойчивой и эффективной транспортной инфраструктуры. Акцентировано внимание на необходимости международного сотрудничества для стандартизации подходов и минимизации рисков при реализации MaaS-проектов.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Владимирович Хрущев
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: Hrusev_D_V@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0009-0006-8402-8730
аспирант кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства
Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 76Алексей Павлович Корчагин
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Email: korchaginap@mgsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2631-3780
SPIN-код: 5966-5640
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в строительстве
Российская Федерация, 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26Вячеслав Владимирович Соловьев
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Email: solovevvv@mgsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6563-7630
SPIN-код: 6587-0501
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в строительстве
Российская Федерация, 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26Список литературы
- Attard, M. (2020). Mobility justice in urban transport — the case of Malta. Transportation Research Procedia, 45, 352–359. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.03.026
- Dombrovsky, A.N., Senin, I.S., Kotenkova, I.N., & Mironova, M.P. (2022). The impact of urban mobility on the sustainable development of territories. Humanities, Social-Economic, and Social Sciences, (4), 197–200. https://doi.org/10.23672/c0562-8204-9500-t EDN: GYLTJL
- Fleishaker, M. (2024). MaaS (Mobility as a Service) in 2024: A revolution in transport. Tri-dens Technology, (4), 110–115.
- Georgouli, C., Cornet, Y., Petrov, T., Malichová, E., Števárová, L., Yiangou, G., Sbirrazzuoli, K., & Kováčiková, T. (2023). Sustainable and smart: The paradoxes of urban mobility innovations. Transportation Research Procedia, 72. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article /pii/S2352146523006464
- Hensher, D.A., Mulley, C., Ho, C., Wong, Y., Smith, G., & Nelson, J.D. (2020). Understanding Mobility as a Service (MaaS). Past, Present and Future. URL: https://www.researchgate.net/publication/341294626_Understanding_Mobility_as_a_Service_MaaS_Past_Present_and_Future
- Khairullina, E.R., Nasretdinova, A.S., Nasretdinov, A.I., & Fakhrutdinov, B.I. (2020). Promising directions for the development of international information platforms and domestic experience in implementing elements of the MaaS concept. Financial Economics, (4), 209–213.
- Kupriyanovsky, V.P., Akimov, A.V., Pokusaev, O.N., Alenkov, V.V., Namiot, D.E., & Sinyagov, S.A. (2017). Intelligent mobility and mobility as a service in smart cities. International Journal of Open Information Technologies, 5(12), 77–122. EDN: ZWRIHP
- Li, Y., & Voege, T. (2017). Mobility as a Service (MaaS): Challenges of implementation and policy required. Journal of Transportation Technologies, 7(2), 95–106. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=74675
- Maas, B. (2022). Literature review of mobility as a service. Sustainability, (14), 8962. https://doi.org/10.3390/su14148962.2022
- Molokanova, A.V., & Veremeenko, E.G. (2019). Global integrated mobility systems (MaaS). Young Researcher of the Don, (6), 68–71. EDN: BZQVFJ
- Nadiryan, S.L., & Kotenkova, I.N. (2022). MaaS — Mobility as a Service: Development prospects. International Journal of Advanced Studies: Transport and Information Technologies, 12(4), 41–51. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2022-12-4-41-51
- Pishchikova, O.V. (2021). Analysis of implementation models of the “Mobility as a Service” concept in urban transport management. Economics, Entrepreneurship, and Law, 11(3), 555–564. https://doi.org/10.18334/epp.11.3.111742
- Pishchikova, O.V., & Saginov, Yu.L. (2021). Implementation of the “Mobility as a Service” concept in world megacities. Economics, Entrepreneurship, and Law, 11(2), 363–376. https://doi.org/10.18334/epp.11.2.111592
- Romanov, A.S. (2022). Prospects for the development of urban transport systems based on the “Mobility as a Service” concept. Innovative Transport Systems and Technologies, 8(2), 5–16. https://doi.org/10.17816/transsyst2022825-16 EDN: AKPCGC
- Saginova, O.V. (2020). Urban mobility models and logistics of a large city. Economics, Entrepreneurship, and Law, (2), 321–330. https://doi.org/10.18334/epp.10.2.100430 EDN: TPPNLA
- Sakulyeva, T.N. (2018). The MaaS system and its challenges. E-Management, 1(2), 30–37. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2018-2-30-37 EDN: EHDLFP
- Sato, Y., Ooi, Sh., & Suseki, K. (2021). Open MaaS platform that supports multimodal MaaS. NTT Technical Review, 19(1), 12–16. https://doi.org/10.53829/ntr202101fa2
- Sharantaev, A.G., & Morozova, I.A. (2023). The role of the MaaS concept in the development of megacity mobility. The Scientific Heritage, (107), 16–20. https://doi.org/10.5281/zenodo.7672870
- Tregubov, V.N. (2019). Organization of urban transport based on the “Mobility as a Service” concept. International Journal of Open Information Technologies, 7(6), 73–80. EDN: JNXNRZ
- Volkova, E.M. (2018). Development of multimodal transport services in regional passenger transportation in the long term. In Trends in the Economic Development of the Transport Complex of Russia: Foresight, Forecasts, and Strategies Proceedings of the National Scientific-Practical Conference. (pp. 64–67). EDN: ZBTSPJ
- Volkova, E.M. (2021). Development of shared consumption in urban transport systems. Innovative Transport Systems and Technologies, 7(3), 56–66. https://doi.org/10.17816/transsyst20217356-66 EDN: VMXHQZ
- Zavyalov, D.V., Pishchikova, O.V., & Saginova, O.V. (2020). The evolution of the urban mobility concept. Economics, Entrepreneurship, and Law, (2), 309–320. https://doi.org/10.18334/epp.10.2.100426 EDN: IAOCHM
Дополнительные файлы
