Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия
- Авторы: Сидорова А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 27, № 2 (2019)
- Страницы: 290-302
- Раздел: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/342908
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302
- ID: 342908
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу перспективных направлений кооперации университетов и бизнеса на основе изучения современного российского и зарубежного опыта. Обоснована актуальность расширительного подхода к трактовке сотрудничества вузов и предприятий, в рамках которого предлагается рассматривать сотрудничество университетов и бизнеса не как набор изолированных трансакций в рамках ограниченного круга направлений взаимодействия, а как систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, которые также могут включать государство и общественные организации. В статье проведен анализ 14 видов совместной деятельности университетов и бизнеса в рамках четырех блоков - образования, исследования, валоризации (коммерциализации знаний и технологий) и управления, которые могут служить основой для разработки системы индикаторов оценки эффективности кооперации вузов и предприятий. Сделан вывод о необходимости корректировки государственной политики в сфере науки и образования с целью уменьшения диспропорции в развитии указанных направлений сотрудничества как в России, так и в Европе.
Об авторах
Александра Александровна Сидорова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: Sidorova_A@spa.msu.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления
Российская Федерация, 119992, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51Список литературы
- Aleksandrova L.A., Pavlova E.N. (2017). Integraciya vuzov i sel'skohozyajstvennyh predpriyatij v ramkah innovacionnoj kvadrospirali [Integration of universities and agricultural enterprises in the framework of the innovation Quadruple Helix]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal, (4), 75–80. (In Russ.)
- Aper'yan V.E. (2012). Regional'nye innovacionnye klastery s pozicij sovremennyh tendencij razvitiya [Regional innovation clusters from the standpoint of current development trends]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, (3), 4–12. (In Russ.)
- Bikkulov A.S., Bedareva V.V., Golovatova E.A., Mardanov S.A., Mihajlova E.V., Fedeneva A.A., Yanykina N.O. (2016). Monitoring ehffektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti universitetov Rossii [Monitoring the effectiveness of innovation activities of Russian universities]. Moscow, AO “RVK” Publ. (In Russ.)
- Chernyh A. (2018, September 5). Minobrnauki i RAN razdelili otvetstvennost' [Ministry of Education and the Russian Academy of Sciences shared responsibility]. Kommersant". Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/3732303
- Clark B.R. (2011). Sozdanie predprinimatel'skih universitetov: organizacionnye napravleniya transformacii [Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation]. Moscow, VShE Publ. (In Russ.)
- Davey T., Meerman A., Galan Muros V., Orazbayeva B., Baaken T. (2018). The State of University-Business Cooperation in Europe. Final Report. Luxembourg, Publication Office of the European Union. Retrieved from https://publications.europa.eu/en/publicationdetail/-/publication/1b03ee59-67a4-11e8-ab9c-01aa75ed71a1/language-en
- Davey T., Orazbayeva B. (2018). Dual Study Programmes: An effective symbiosis of theory and practice. Retrieved from https://www.ub-cooperation.eu/pdf/cases/W_Case_Study_ Duales_Studium.pdf
- Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I. (2018). Dual'noe obuchenie v rossijskih regionah: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostraneniya [Dual education in the Russian regions: models, best practices, distribution opportunities]. Voprosy obrazovaniya, (2), 117–138. (In Russ.)
- Etzkowitz H. (2010). Trojnaya spiral'. Universitety – predpriyatiya – gosudarstvo. Innovacii v dejstvii [The Triple Helix. University – Industry – Government. Innovation in Action]. Tomsk: TUSUR Publ. (In Russ.)
- Galan-Muros V., Davey T. (2017). The UBC Ecosystem: Putting Together a comprehensive Framework for University-Business Cooperation. Journal of Technology Transfer. Retrieved from https://link.springer.com/article/10.1007 %2Fs10961-017-9562-3
- Geshko O.A. (2018). Predprinimatel'skaya aktivnost' vuzov Omskogo regiona [Entrepreneurial activity of universities in the Omsk region]. Kreativnaya ehkonomika, 12, 2035–2042. (In Russ.)
- Grebenkin A.V., Ivanova A.V. (2012). Biznes-inkubirovanie v universitete kak klyuchevoe uslovie formirovaniya malogo innovacionnogo predprinimatel'stva v regione [Business incubation at the university as a key condition for the formation of small innovative entrepreneurship in the region]. Ekonomika regiona, (3), 47–56. (In Russ.)
- Karnauh I.V. (2019). Stanovlenie ehkonomiki znanij v Rossii: problemy i puti ih resheniya [Formation of the knowledge economy in Russia: problems and their solutions]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ehkonomika. Ehkologiya, 21(1), 66–74. (In Russ.)
- Kim Y., Kim W., Yang T. (2012). The effect of the triple helix system and habitat on regional entrepreneurship: Empirical evidence from the U.S. Research Policy, (41), 154–166.
- Krohmal' L.A. (2018). Transformaciya modelej gosudarstvennoj podderzhki vysshego obrazovaniya v kontekste koncepcii ehkonomicheskoj sociodinamiki [Transformation of models of state support of higher education in the context of the concept of economic sociodynamics]. Ehkonomika i menedzhment sistem upravleniya, 30(4–1), 133–137. (In Russ.)
- Krot Ya.S. (2017). Problemy sozdaniya malyh innovacionnyh predpriyatij v universitetskoj srede [Problems of creating small innovative enterprises in the university environment]. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki, 3(39), 22–28. (In Russ.)
- Labutina N.V., Tyut'kova I.A., Logunova N.Yu. (2018). Dual'naya model' obucheniya v usloviyah vzaimodejstviya s malym i srednim biznesom na primere pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti APK [The dual model of training in the conditions of interaction with small and medium-sized businesses on the example of the food and processing industry of the agro-industrial complex]. Global'nyj nauchnyj potencial, 12(93), 84–87. (In Russ.)
- Lyapina S.Yu. (2017). Problemy sotrudnichestva zheleznyh dorog i nauchnyh organizacij [Problems of cooperation of railways and scientific organizations]. Mir transporta, 15(1), 242–247. (In Russ.)
- Polozhihina M.A. (2018). Sistema obrazovaniya v Rossii s tochki zreniya formirovaniya chelovecheskogo kapitala [The education system in Russia in terms of the formation of human capital]. Ehkonomicheskie i social'nye problemy Rossii, 2(38), 8–36. (In Russ.)
- Pugh R., Lamine W., Jack S., Hamilton E. (2018). The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? European Planning Studies, 1835–1855. https://doi.org/10.1080/09654313.2018.1447551
Дополнительные файлы

