Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу перспективных направлений кооперации университетов и бизнеса на основе изучения современного российского и зарубежного опыта. Обоснована актуальность расширительного подхода к трактовке сотрудничества вузов и предприятий, в рамках которого предлагается рассматривать сотрудничество университетов и бизнеса не как набор изолированных трансакций в рамках ограниченного круга направлений взаимодействия, а как систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, которые также могут включать государство и общественные организации. В статье проведен анализ 14 видов совместной деятельности университетов и бизнеса в рамках четырех блоков - образования, исследования, валоризации (коммерциализации знаний и технологий) и управления, которые могут служить основой для разработки системы индикаторов оценки эффективности кооперации вузов и предприятий. Сделан вывод о необходимости корректировки государственной политики в сфере науки и образования с целью уменьшения диспропорции в развитии указанных направлений сотрудничества как в России, так и в Европе.

Об авторах

Александра Александровна Сидорова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: Sidorova_A@spa.msu.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления

Российская Федерация, 119992, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51

Список литературы

  1. Aleksandrova L.A., Pavlova E.N. (2017). Integraciya vuzov i sel'skohozyajstvennyh predpriyatij v ramkah innovacionnoj kvadrospirali [Integration of universities and agricultural enterprises in the framework of the innovation Quadruple Helix]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal, (4), 75–80. (In Russ.)
  2. Aper'yan V.E. (2012). Regional'nye innovacionnye klastery s pozicij sovremennyh tendencij razvitiya [Regional innovation clusters from the standpoint of current development trends]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, (3), 4–12. (In Russ.)
  3. Bikkulov A.S., Bedareva V.V., Golovatova E.A., Mardanov S.A., Mihajlova E.V., Fedeneva A.A., Yanykina N.O. (2016). Monitoring ehffektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti universitetov Rossii [Monitoring the effectiveness of innovation activities of Russian universities]. Moscow, AO “RVK” Publ. (In Russ.)
  4. Chernyh A. (2018, September 5). Minobrnauki i RAN razdelili otvetstvennost' [Ministry of Education and the Russian Academy of Sciences shared responsibility]. Kommersant". Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/3732303
  5. Clark B.R. (2011). Sozdanie predprinimatel'skih universitetov: organizacionnye napravleniya transformacii [Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation]. Moscow, VShE Publ. (In Russ.)
  6. Davey T., Meerman A., Galan Muros V., Orazbayeva B., Baaken T. (2018). The State of University-Business Cooperation in Europe. Final Report. Luxembourg, Publication Office of the European Union. Retrieved from https://publications.europa.eu/en/publicationdetail/-/publication/1b03ee59-67a4-11e8-ab9c-01aa75ed71a1/language-en
  7. Davey T., Orazbayeva B. (2018). Dual Study Programmes: An effective symbiosis of theory and practice. Retrieved from https://www.ub-cooperation.eu/pdf/cases/W_Case_Study_ Duales_Studium.pdf
  8. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I. (2018). Dual'noe obuchenie v rossijskih regionah: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostraneniya [Dual education in the Russian regions: models, best practices, distribution opportunities]. Voprosy obrazovaniya, (2), 117–138. (In Russ.)
  9. Etzkowitz H. (2010). Trojnaya spiral'. Universitety – predpriyatiya – gosudarstvo. Innovacii v dejstvii [The Triple Helix. University – Industry – Government. Innovation in Action]. Tomsk: TUSUR Publ. (In Russ.)
  10. Galan-Muros V., Davey T. (2017). The UBC Ecosystem: Putting Together a comprehensive Framework for University-Business Cooperation. Journal of Technology Transfer. Retrieved from https://link.springer.com/article/10.1007 %2Fs10961-017-9562-3
  11. Geshko O.A. (2018). Predprinimatel'skaya aktivnost' vuzov Omskogo regiona [Entrepreneurial activity of universities in the Omsk region]. Kreativnaya ehkonomika, 12, 2035–2042. (In Russ.)
  12. Grebenkin A.V., Ivanova A.V. (2012). Biznes-inkubirovanie v universitete kak klyuchevoe uslovie formirovaniya malogo innovacionnogo predprinimatel'stva v regione [Business incubation at the university as a key condition for the formation of small innovative entrepreneurship in the region]. Ekonomika regiona, (3), 47–56. (In Russ.)
  13. Karnauh I.V. (2019). Stanovlenie ehkonomiki znanij v Rossii: problemy i puti ih resheniya [Formation of the knowledge economy in Russia: problems and their solutions]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ehkonomika. Ehkologiya, 21(1), 66–74. (In Russ.)
  14. Kim Y., Kim W., Yang T. (2012). The effect of the triple helix system and habitat on regional entrepreneurship: Empirical evidence from the U.S. Research Policy, (41), 154–166.
  15. Krohmal' L.A. (2018). Transformaciya modelej gosudarstvennoj podderzhki vysshego obrazovaniya v kontekste koncepcii ehkonomicheskoj sociodinamiki [Transformation of models of state support of higher education in the context of the concept of economic sociodynamics]. Ehkonomika i menedzhment sistem upravleniya, 30(4–1), 133–137. (In Russ.)
  16. Krot Ya.S. (2017). Problemy sozdaniya malyh innovacionnyh predpriyatij v universitetskoj srede [Problems of creating small innovative enterprises in the university environment]. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki, 3(39), 22–28. (In Russ.)
  17. Labutina N.V., Tyut'kova I.A., Logunova N.Yu. (2018). Dual'naya model' obucheniya v usloviyah vzaimodejstviya s malym i srednim biznesom na primere pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti APK [The dual model of training in the conditions of interaction with small and medium-sized businesses on the example of the food and processing industry of the agro-industrial complex]. Global'nyj nauchnyj potencial, 12(93), 84–87. (In Russ.)
  18. Lyapina S.Yu. (2017). Problemy sotrudnichestva zheleznyh dorog i nauchnyh organizacij [Problems of cooperation of railways and scientific organizations]. Mir transporta, 15(1), 242–247. (In Russ.)
  19. Polozhihina M.A. (2018). Sistema obrazovaniya v Rossii s tochki zreniya formirovaniya chelovecheskogo kapitala [The education system in Russia in terms of the formation of human capital]. Ehkonomicheskie i social'nye problemy Rossii, 2(38), 8–36. (In Russ.)
  20. Pugh R., Lamine W., Jack S., Hamilton E. (2018). The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? European Planning Studies, 1835–1855. https://doi.org/10.1080/09654313.2018.1447551

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».