Цифровая глобализация: мировые тренды, влияние на рост и интернационализацию национальных экономик
- Авторы: Головенчик Г.Г.1, Ковалев М.М.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 33, № 3 (2025): Модернизация и инновации: новые вызовы мировой экономики
- Страницы: 357-381
- Раздел: ЦИФРОВИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/353569
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2025-33-3-357-381
- EDN: https://elibrary.ru/DTXCMZ
- ID: 353569
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ускорение транснациональной торговли цифровыми товарами и услугами, рост международных криптоактивов, создание международных сетей знаний и социального общения свидетельствует о начале новой стадии глобализации - цифровой глобализации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения комплексного анализа цифровой глобализации как объективного процесса развития международных экономических отношений в эпоху цифровизации. Цель исследования - анализ мировых тенденций и новых экономических бизнес-процессов, возникших в международных экономических отношениях благодаря цифровым технологиям, позволившим транснационализировать национальную хозяйственную деятельность. При проведении анализа рассматриваемых аспектов были использованы методология теории глобализации, теория сравнительных преимуществ, методики рейтингов, модели экономического роста. В результате проведенного анализа сделаны выводы о сущности и значимости новой стадии экономического развития - цифровой глобализации - и показано ее влияние на национальные экономики, даны ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся включения бизнеса в международные экономические отношения в новых условиях, так как включение в цифровую глобализацию становится необходимым фактором конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и национальных экономик в целом. Показано, как цифровая глобализация позволит еще сильнее транснационализировать производственные и логистические операции, повысить эффективность рынка труда, способствует развитию трансграничной электронной торговли, таким образом оказывая непосредственное воздействие на экономический рост.
Об авторах
Галина Геннадьевна Головенчик
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: goloventchik@bsu.by
ORCID iD: 0000-0001-9074-1707
SPIN-код: 6339-6810
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений
Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, д. 4Михаил Михайлович Ковалев
Белорусский государственный университет
Email: kovalev@bsu.by
ORCID iD: 0000-0003-0832-0829
SPIN-код: 5030-6609
доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики экономического факультета
Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, д. 4Список литературы
- Alyoshina, I.V. (2021). University marketing in an age of digital globalization. Vestnik Universiteta, (1), 20–27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27
- Burlacu, S., Negescu, M.D.O., Patarlageanu, S.R., & Vasilescu, R.A. (2021). Digital globalization and its impact on economic and social life. SHS Web of Conferences, 129(06003), 1–8. https://doi.org/10.1051/shsconf/2021129060003
- Bushinskaya, O.N. (2024). Digital globalization on the labor market as a factor of deepening inequality. J. National Interests: Priorities and Security, (8), 1583–1600. https://doi.org/10.24891/ni.20.8.1583
- Danilova, N.F., & Saraeva, I.V. (2019). Global digital space: Prospects and threats to the economic development of countries. Izvestiya Saratov University. Ser. Economics. Management. Law, 19(1), 65–73. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1-65-73
- Goloventchik, G.G. (2021). Globalization as a new step in the development of the global world. Bank Bulletin, (2), 57–68. EDN: NIZXFN
- Goloventchik, G.G. (2022). Digital transformation of the Belarusian economy in the context of digital globalization. Minsk: IVC of the Ministry of Finance.
- Goloventchik, G.G., & Kovalev, M.M. (2018). Digital economy — a chance for Belarus. Minsk: BSU Publishing Center. EDN: RVCXYB
- Grigorescu, A., Pelinescu, E., Ion, A.E., & Dutcas, M.F. (2021). Human capital in digital economy: an empirical analysis of Central and Eastern European countries from the European Union. Sustainability, 13(4), 1–21. https://doi.org/10.3390/su13042020
- Guryanov, N.Y., & Guryanova, A.V. (2020). Digital globalization in the context of digital economy and digital technologies development. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, (3), 63–69. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
- Kovalev, M.M., & Wang, X. (2015). China is building a knowledge economy. Minsk: BSU Publishing Center. EDN: CWKDDQ
- Kruglov, V.V., Nikiforova, V.D., & Nikiforov, A.A. (2020). Digitalization as a tool of planetary globalization. Scientific Journal of NIU ITMO. Series “Economics and Environmental Management”, (1), 49–54. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2020-13-1-49-54
- Makhloop, F. (1966). Production and dissemination of knowledge in the USA. Translated from English by I.I. Dumoulin et al.; Intro. article by G.V. Polunina [p. 5–30]; edited by E.I. Rosenthal. Moscow: Progress.
- Nechaev, V.D., & Belokonev, S.Yu. (2020). Digital economy and trends of political development in modern societies. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 13(2), 112–133. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-2-6
- Pascucci, F., Savelli, E., & Gistri, G. (2023). How digital technologies reshape marketing: evidence from a qualitative investigation. Italian Journal of Marketing, 27–58. https://doi.org/10.1007/s43039-023-00063-6
- Popov, E.V., & Semyachkov, K.A. (2018). Problems of economic security of digital society in the context of globalization. Regional Economics, 14(4), 1088–1110. https://doi.org/10.17059/2018-4-3
- Sinagatullin, I.M., Gornaya, T.I., & Yapparova, E.N. (2021). Digital globalization and its influence for education. Pedagogical journal of Bashkortostan, 94(4), 118–127. https://doi.org/ 10.21510/1817-3292-2021-94-4-118-127
- Smirnov, E.N. (2019). Digital transformation of the world economy: trade, production, markets. Moscow: Mir Nauki publ. EDN: NVACZF
- Söilen, K.S. (2024). Digital Marketing. Springer Nature Switzerland AG. https://doi.org/10.1007/978-3-031-69518-6
- Tapscott, D. (1994). The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. NY: McGraw-Hill.
- Timchenko, A.V. (2022). Risks and threats of total digitalization: Opportunity and manageability level. Russian Journal of Legal Studies, 9(1), 99–106. https://doi.org/10.17816/RJLS99747
- Verbeke, A., & Hutzschenreuter, T. (2021). The dark side of digital globalization. Academy of Management Perspectives, 35(4), 606–621. https://doi.org/10.5465/amp.2020.0015
- Weymouth, S. (2023). Digital Globalization: Politics, Policy, and a Governance Paradox (Elements in International Relations). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108974158
- Yanhai, H., & Kovalev, M.M. (2020). Chinese experience of the development of the digital economy. Digital transformation, (2), 16–25. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-2-16-25
- Yanhai, H., & Kovalev, M. (2021). China’s experience in the digital organization of the triple helix of “state — science — business”. Science and Innovations, (6), 38–44. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2021-6-38-45
Дополнительные файлы

