Цифровая глобализация: мировые тренды, влияние на рост и интернационализацию национальных экономик

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ускорение транснациональной торговли цифровыми товарами и услугами, рост международных криптоактивов, создание международных сетей знаний и социального общения свидетельствует о начале новой стадии глобализации - цифровой глобализации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения комплексного анализа цифровой глобализации как объективного процесса развития международных экономических отношений в эпоху цифровизации. Цель исследования - анализ мировых тенденций и новых экономических бизнес-процессов, возникших в международных экономических отношениях благодаря цифровым технологиям, позволившим транснационализировать национальную хозяйственную деятельность. При проведении анализа рассматриваемых аспектов были использованы методология теории глобализации, теория сравнительных преимуществ, методики рейтингов, модели экономического роста. В результате проведенного анализа сделаны выводы о сущности и значимости новой стадии экономического развития - цифровой глобализации - и показано ее влияние на национальные экономики, даны ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся включения бизнеса в международные экономические отношения в новых условиях, так как включение в цифровую глобализацию становится необходимым фактором конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и национальных экономик в целом. Показано, как цифровая глобализация позволит еще сильнее транснационализировать производственные и логистические операции, повысить эффективность рынка труда, способствует развитию трансграничной электронной торговли, таким образом оказывая непосредственное воздействие на экономический рост.

Об авторах

Галина Геннадьевна Головенчик

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: goloventchik@bsu.by
ORCID iD: 0000-0001-9074-1707
SPIN-код: 6339-6810

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений

Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, д. 4

Михаил Михайлович Ковалев

Белорусский государственный университет

Email: kovalev@bsu.by
ORCID iD: 0000-0003-0832-0829
SPIN-код: 5030-6609

доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики экономического факультета

Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, д. 4

Список литературы

  1. Alyoshina, I.V. (2021). University marketing in an age of digital globalization. Vestnik Universiteta, (1), 20–27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27
  2. Burlacu, S., Negescu, M.D.O., Patarlageanu, S.R., & Vasilescu, R.A. (2021). Digital globalization and its impact on economic and social life. SHS Web of Conferences, 129(06003), 1–8. https://doi.org/10.1051/shsconf/2021129060003
  3. Bushinskaya, O.N. (2024). Digital globalization on the labor market as a factor of deepening inequality. J. National Interests: Priorities and Security, (8), 1583–1600. https://doi.org/10.24891/ni.20.8.1583
  4. Danilova, N.F., & Saraeva, I.V. (2019). Global digital space: Prospects and threats to the economic development of countries. Izvestiya Saratov University. Ser. Economics. Management. Law, 19(1), 65–73. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1-65-73
  5. Goloventchik, G.G. (2021). Globalization as a new step in the development of the global world. Bank Bulletin, (2), 57–68. EDN: NIZXFN
  6. Goloventchik, G.G. (2022). Digital transformation of the Belarusian economy in the context of digital globalization. Minsk: IVC of the Ministry of Finance.
  7. Goloventchik, G.G., & Kovalev, M.M. (2018). Digital economy — a chance for Belarus. Minsk: BSU Publishing Center. EDN: RVCXYB
  8. Grigorescu, A., Pelinescu, E., Ion, A.E., & Dutcas, M.F. (2021). Human capital in digital economy: an empirical analysis of Central and Eastern European countries from the European Union. Sustainability, 13(4), 1–21. https://doi.org/10.3390/su13042020
  9. Guryanov, N.Y., & Guryanova, A.V. (2020). Digital globalization in the context of digital economy and digital technologies development. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, (3), 63–69. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
  10. Kovalev, M.M., & Wang, X. (2015). China is building a knowledge economy. Minsk: BSU Publishing Center. EDN: CWKDDQ
  11. Kruglov, V.V., Nikiforova, V.D., & Nikiforov, A.A. (2020). Digitalization as a tool of planetary globalization. Scientific Journal of NIU ITMO. Series “Economics and Environmental Management”, (1), 49–54. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2020-13-1-49-54
  12. Makhloop, F. (1966). Production and dissemination of knowledge in the USA. Translated from English by I.I. Dumoulin et al.; Intro. article by G.V. Polunina [p. 5–30]; edited by E.I. Rosenthal. Moscow: Progress.
  13. Nechaev, V.D., & Belokonev, S.Yu. (2020). Digital economy and trends of political development in modern societies. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 13(2), 112–133. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-2-6
  14. Pascucci, F., Savelli, E., & Gistri, G. (2023). How digital technologies reshape marketing: evidence from a qualitative investigation. Italian Journal of Marketing, 27–58. https://doi.org/10.1007/s43039-023-00063-6
  15. Popov, E.V., & Semyachkov, K.A. (2018). Problems of economic security of digital society in the context of globalization. Regional Economics, 14(4), 1088–1110. https://doi.org/10.17059/2018-4-3
  16. Sinagatullin, I.M., Gornaya, T.I., & Yapparova, E.N. (2021). Digital globalization and its influence for education. Pedagogical journal of Bashkortostan, 94(4), 118–127. https://doi.org/ 10.21510/1817-3292-2021-94-4-118-127
  17. Smirnov, E.N. (2019). Digital transformation of the world economy: trade, production, markets. Moscow: Mir Nauki publ. EDN: NVACZF
  18. Söilen, K.S. (2024). Digital Marketing. Springer Nature Switzerland AG. https://doi.org/10.1007/978-3-031-69518-6
  19. Tapscott, D. (1994). The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. NY: McGraw-Hill.
  20. Timchenko, A.V. (2022). Risks and threats of total digitalization: Opportunity and manageability level. Russian Journal of Legal Studies, 9(1), 99–106. https://doi.org/10.17816/RJLS99747
  21. Verbeke, A., & Hutzschenreuter, T. (2021). The dark side of digital globalization. Academy of Management Perspectives, 35(4), 606–621. https://doi.org/10.5465/amp.2020.0015
  22. Weymouth, S. (2023). Digital Globalization: Politics, Policy, and a Governance Paradox (Elements in International Relations). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108974158
  23. Yanhai, H., & Kovalev, M.M. (2020). Chinese experience of the development of the digital economy. Digital transformation, (2), 16–25. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-2-16-25
  24. Yanhai, H., & Kovalev, M. (2021). China’s experience in the digital organization of the triple helix of “state — science — business”. Science and Innovations, (6), 38–44. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2021-6-38-45

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».