Формирования китайского рынка легкового автомобилестроения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Китай является абсолютным лидером на мировом рынке автомобилестроения: в 2023 г. было произведено и продано более 30 млн единиц. Не последнюю роль в данном лидерстве Китая сыграло размещение производства за рубежом. Однако китайские производители автомобилей сталкиваются с усилением международной конкуренции, в т.ч. и со стороны США, которые занимают второе место по показателю производства за 2023 г. В частности, в конце 2022 г. в США был принят резонансный закон «О сокращении инфляции», направленный не только на стимулирование рынка труда, но и поддержку сектора автомобилестроения и, главным образом, в области производства электромобилей. Китай также занимает одно из ведущих мест на мировом рынке электромобилей, которое обеспечивается посредством совокупности ряда принципов, среди которых: рыночный характер развития; инновационный характер развития; координация осуществления экономической деятельности; открытость китайских компаний к международному сотрудничеству. Цель исследования заключается в выявлении особенностей развития китайского рынка автомобилестроения. Проводится анализ основных мер, предпринятых китайским правительством для поддержки даного сектора, а также анализ основных участников, показателей их деятельностии и анализ вовлечения автомобилестроения в экспортную составляющую китайской экономики. На основе исторического и сравнительного анализа доказан тезис: за счет наличия ряда конкурентных преимуществ китайская автомобилестроительная промышленность оказалась гораздо более инвестиционно привлекательной, что обусловило ее быстрое развитие в сравнении с российской автомобилестроительной сферой. Выявлено, что одной из наиболее эффективных мер, предпринимаемых китайским правительством, является не столько масштабирование объемов производства, сколько внешнеэкономическая экспансия Китая на зарубежные рынки и интернализация производственного процесса. Также показано, что значительным недостатком китайского автомобилестроения является зависимость от иностранных комплектующих, что вынуждает сегодня китайское правительство в некоторой степени менять модель экономического равития и обращаться к импортозамещению.

Об авторах

Николай Дмитриевич Кеося

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1142220545@rudn.ru
SPIN-код: 7761-0562
аспирант, кафедра международных экономических отношений, экономический факультет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Babaev, K.V., Sazonov, S.L., & Ilyinskaya, I.D. (2023). Development of the automotive industry of the PRC and its prospects in the international market. ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, (3), 21–38. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2071-6435-2023-3-21-38
  2. Chen, B., Midler, C., & Ruet, J. (2018). The development of electric vehicles in China: Market facts and regulatory trends. Gérer et Comprendre, 131, 69–79.
  3. Chen, Y., & Wang, X. (2015). Geely automotive’s acquisition of Volvo. Asian Case Research Journal, 19(1), 183–202. https://doi.org/10.1142/S0218927515500078
  4. Deng, C. (2016). The role of the automotive industry in the process of exponential development of the PRC economy. Truck, (3), 34–38. (In Russ.).
  5. Dolanay, S.S. (2021). Rapid rise of China automotive industry in the 2000s and history of Turkey automotive industry. China-USA Business Review, 20(1), 46–64. https://doi.org/10.17265/1537-1514/2021.01.003
  6. Du, J., & Ouyang, M. (2013). Review of electric vehicle technologies progress and development prospect in China. World Electric Vehicle Journal, 6(4), 1086–1093. https://doi.org/10.3390/ wevj6041086
  7. Govorova, A.V. (2023). History and paradoxes of China’s car market: Eastern strategies and Asian regulator. Problems of forecasting, (1), 217–229. (In Russ.). https://doi.org/10.1134/ S1075700723010069
  8. Fang, T., & Chimenson, D. (2017). The internationalization of Chinese firms and negative media coverage: The case of Geely’ s acquisition of Volvo cars. Thunderbird International Business Review, 59 (4). https://doi.org/10.1002/tie.21905
  9. Heyes, A., & Kapur, S. (2009). An economic model of whistle-blower policy. Journal of Law, Economics and Organisation, 25(1), 157–182.
  10. Ibold, S., Xia, Y., & Xiao, S. (2021). NEV Development Plan 2035. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit. Beijing: Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit.
  11. Kiryukhina, S.E., & Mikheshkina, E.Е. (2023). Chinese market of automotive industry: current state and prospects. RUDN Journal of Economics, 31(4), 723–739. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-4-723-739
  12. Li, Z. (2010). Future international business strategy of Chinese automotive manufacturers: A case study on their overseas operations in the Russian market. Annals of Business Administrative Science, 9, 13–32. https://doi.org/10.7880/abas.9.13
  13. Liang, Y., & Zhavoronkova, E. (2020). Trends and problems of the development of the PRC automotive industry. Innovations and Investments, (10), 41–46. (In Russ.).
  14. Luo, J. (2005). An Evaluation of the Governmental Protectionism Policies on the Chinese Passenger Car Industry in the 1980s~1990s. Working paper, International Motor Vehicle Program.
  15. Luo, J., Roos, D., & Moavenzadeh, J. (2006). The impact of government policies on industrial evolution: The case of China’s automotive industry. A revision from Jianxi Luo’s master thesis in technology and policy. Boston: MIT.
  16. Middlesworth, H. (2013). Engines of change: China’s rise and the Chinese auto industry. CMC Senior Thesis. 766.
  17. Sazonov, S.L. (2011). Plans of PRC guidelines for the creation of a new generation of cars on alternative energy sources. Transport on alternative fuel, (5), 42–45. (In Russ.).
  18. Sazonov, S.L., & Ilyinskaya, I.D. (2022). The market of flying electric cars in the PRC: myth or reality? ETAP: economic theory, analysis, practice, (6), 125–137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2071-6435-2022-6-125-137
  19. Sazonov, S.L., & Chen, X. (2018а). Rapid development of alternative fuel vehicle production in the PRC. Alternative Fuel Transport, (2), 53–71. (In Russ.).
  20. Sazonov, S.L., & Chen, X. (2018б). China’s experience in the development of battery production and the infrastructure of fuel stations for electric vehicles, Alternative Fuel Transport, (3), 39–51. (In Russ.).
  21. Tang, R. (2012). China’s auto sector development and policies: Issues and implications. CRS Report for Congress: R40924.
  22. Wang, H. (2008). Innovation in product architecture — A study of Chinese cars made by Geely and its suppliers. Asia Pacific Journal of Management, 25(3), 509–535. https://doi.org/10.1007/ s10490-007-9084-x
  23. Yang, J., & Wang, Y. (2022). Competitiveness of China’s automotive industry and its development. Economics: yesterday, today, tomorrow, 12 (9A), 244–250. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2022.73.62.065
  24. Zhang, Q. (2023). Strategy and inspiration of Great Wall Motor for overseas expansion. Economy and Society, (5), 813–820. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».