Проблемы и направления развития электронной коммерции в странах БРИКС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы электронной коммерции и направления сотрудничества в этой области между странами БРИКС, занимающими, кроме Китая, не самые высокие позиции в инновационных рейтингах, которые публикуют западные исследовательские организации, но имеющими высокий потенциал развития. Исследование затрагивает программы развития цифровой экономики и торговли стран БРИКС. В Российской Федерации сотрудничеству в этой области уделяется очень большое внимание в связи со сложной геоэкономической обстановкой. Развитие электронной коммерции - базовый элемент в области цифровизации экономики в целом. Изучены этапы развития цифровой экономики и состояние электронной торговли в странах БРИКС. Выделены проблемные зоны электронной торговли. Произведен обзор современных инструментов электронной торговли: электронные платежи, blockchain, чат-боты, интернет вещей, голосовые помощники, дроны и т. п. Сотрудничество необходимо развивать именно в этих направлениях. Однако у РФ не хватает опыта в области коммерциализации данных технологий, что является существенной проблемой для нашей страны. Таким образом, основная цель исследования состоит в определении направлений сотрудничества и поиске путей кооперации как на уровне правительства, так и отдельных компаний стран БРИКС.

Об авторах

Диана Олеговна Ямпольская

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: dyampol@yandex.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Бруно Мартарелло Де Конти

Государственный университет Кампинаса

Email: bmdeconti@gmail.com

директор Института Конфуция, профессор Института экономики

Федеративная Республика Бразилия, Кампинас, 13083-857, Баран Жералду, ул. Питагорас, д. 353, офис 73

Сергей Николаевич Морозов

Российский университет дружбы народов

Email: morozov.sergey.nick@gmail.com

магистрант кафедры маркетинга Российского университета дружбы народов; специалист по развитию бизнеса прямых продаж отдела цифровых инноваций ООО «Панасоник Рус».

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Barefoot, K., Curtis, D., Jolliff, W., Nicholson, J.R., & Omohundro, R. (2020). Digital economy and its influence on competitiveness of countries and regions. Revista ESPACIOS, 41(12), 20.
  2. Brynjolfsson, E., & Kahin, B. (Eds.). (2002). Understanding the digital economy. Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA.
  3. CNBC. (2016). Domino’s delivers world’s first ever pizza by drone. Retrieved November 19, 2020, from https://www.cnbc.com/2016/11/16/dominos-has-delivered-the-worlds-first-ever-pizza-by-drone-to-a-new-zealand-couple.html
  4. Dastidar, A.G., & Banerjee, P. (2020). Role of innovation and e-commerce in BRICS - an exploratory analysis. Global Journal of Enterprise Information System, 12(1), 62-72. Retrieved November 19, 2020, from https://www.gjeis.com/index.php/GJEIS/article/view/450
  5. Data Insight. (2019). Internet-torgovlya v Rossii 2019 [Internet commerce in Russia]. Retrieved November 19, 2020, from https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf (In Russ.)
  6. eMarketer. (2018). Top 10 retailers in China, ranked by retail e-commerce sales share. Retrieved November 19, 2020, from https://www.emarketer.com/chart/219511/top-10-retailers-china-ranked-by-retail-ecommerce-sales-share-2018-of-total-retail-ecommerce-sales
  7. E-pepper. (2019). Rynok eCommerce v 2019 godu vyrastet na chetvert' [eCommenrce market will grow by 25% in 2019]. Retrieved November 19, 2020, from https://e-pepper.ru/news/rynok-ecommerce-v-2019-godu-vyrastet-na-chetvert-prognoz-infoline.html (In Russ.)
  8. Ericsson. (2018). Mobility report. Retrieved November 19, 2020, from https://www.ericsson.com/assets/local/mobility-report/documents/2018/ericsson-mobility-report-november-2018.pdf
  9. Euromonitor International. (2020). South Africa: Country profile. Retrieved November 19, 2020, from https://www.euromonitor.com/south-africa--country-profile/report
  10. Export.gov. (2018). India - eCommerce. Retrieved November 19, 2020, from https://www.export.gov/apex/article2?id=India-e-Commerce
  11. Glazyev, S.Y. (2020). On the strategic directions of the EEU development. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics, (1), 11-30. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-1-11-30 (In Russ.)
  12. HSE University. (2020). Rossijskij rynok internet-torgovli: itogi 2019 goda, trendy 2020-go [Russian market of Internet commerce: Results of 2019 and prospects of 2020]. Retrieved November 19, 2020, from https://icef.hse.ru/data/2020/06/15/.pdf (In Russ.)
  13. IBEF. (2018). E-commerce industry in India. Retrieved November 19, 2020, from https://www.ibef.org/industry/ecommerce-presentation
  14. Internet World Stats. (2020). Africa internet usage. Population stats and Facebook subscribers. Retrieved November 19, 2020, from https://www.internetworldstats.com/stats1.htm
  15. IoT Analytics. (2018). State of the IoT 2018: Number of IoT devices now at 7B - market accelerating. Retrieved November 19, 2020, from https://iot-analytics.com/state-of-the-iot-update-q1-q2-2018-number-of-iot-devices-now-7b
  16. ITU. (2018). Measuring the information society report (vol. 2). Retrieved November 19, 2020, from https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR_Vol_2_R.pdf
  17. J.P. Morgan. (2019a). E-commerce payments trends: Brazil. Retrieved November 19, 2020, from https://www.jpmorgan.com/merchant-services/insights/reports/brazil
  18. J.P. Morgan. (2019b). E-commerce payments trends: China. Retrieved November 19, 2020, from https://www.jpmorgan.com/merchant-services/insights/reports/china
  19. J.P. Morgan. (2019c). Payments Trends - Global Insights Report Statista Data. Retrieved November 19, 2020, from https://www.jpmorgan.com/merchant-services/insights
  20. Kahin, B. (2003). Understanding the digital economy: Data, tools, and research. Journal of Documentation, 59(4), 487-490.
  21. Korobkin, E. (2020). The growth of Russia's e-commerce market. Team Finland. Retrieved November 19, 2020, from https://www.marketopportunities.fi/home/2020/the-growth-of-russias-e-commerce-market/?type=business-opportunity
  22. Lastovetska, A. (2020). Future of e-commerce innovations to watch out for. Retrieved November 19, 2020, from https://mlsdev.com/blog/future-of-e-commerce-innovations-to-watch-out-for-new
  23. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media. (2020). Cifrovaya ekonomika RF [Digital economy]. Retrieved November 19, 2020, from https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (In Russ.)
  24. Newzoo. (2019). Newzoo global mobile market report, 2019. Retrieved November 19, 2020, from https://newzoo.com/insights/trend-reports/newzoo-global-mobile-market-report-2019-light-version/
  25. Plecher, H. (2019). BRIC countries - statistics & facts. Retrieved November 19, 2020, from https://www.statista.com/topics/1393/bric-countries/
  26. Portulans Institute, WITSA. (2020). Network Readiness Index 2019. Retrieved November 19, 2020, from https://networkreadinessindex.org/nri-2019-countries/
  27. SimilarWeb. (2019). Top App Store apps in India - shopping. Retrieved November 19, 2020, from https://www.similarweb.com/apps/top/apple/store-rank/in/shopping/top-free/ipad/
  28. South African Government. (2013). South Africa connect: creating opportunities, ensuring inclusion. South Africa’s broadband policy. Electronic Communications Act, 2005. Retrieved November 19, 2020, from https://www.gov.za/documents/electronic-communications-act-south-africa-connect-creating-opportunity-ensuring-inclusion
  29. Statista. (2017). Number of B2W Companhia Digital sellers in Brazil. Retrieved November 11, 2020, from https://www.statista.com/statistics/1111744/b2w-sellers-brazil/
  30. Statista. (2020a). eCommerce in South Africa 2020. Retrieved November 11, 2020, from https://www.statista.com/study/70380/ecommerce-in-south-africa/
  31. Statista. (2020b). eCommerce in Russia 2020. Retrieved November 11, 2020, from https://www.statista.com/topics/5692/e-commerce-in-russia/
  32. Statista. (2021). Most popular online retailers in Brazil in January 2017, based on number of unique visitors (in millions). Retrieved February 24, 2021, from https://www.statista.com/forecasts/251659/e-commerce-users-in-brazil
  33. TechinBrazil. (2018). Imports and fulfilment of e-commerce from abroad to Brazil. Retrieved November 11, 2020, from https://techinbrazil.com/imports-and-fulfilment-of-e-commerce-from-abroad-to-brazil
  34. Telegraph. (2018). Rise of the ‘super apps’ and the companies using them to take over the world. Retrieved November 19, 2020, from https://www.telegraph.co.uk/technology/2018/12/24/rise-super-apps-companies-using-take-world/
  35. The World Bank Group. (2020). World Bank annual report 2019. Retrieved November 19, 2020, from https://www.worldbank.org/en/about/annual-report#anchor-annual
  36. Times of India. (2020). What Indians are asking Alexa. Retrieved November 19, 2020, from https://timesofindia.indiatimes.com/india/alexa-i-love-you-shaadi-karogi-what-indians-are-asking-alexa/articleshow/73611649.cms
  37. TMOGroup.asia. (2019). China mobile commerce. Retrieved November 19, 2020, from https://www.tmogroup.asia/china-mobile-commerce/
  38. UNCTAD. (2017). Digital economy report. United Nations, Geneva. Retrieved November 19, 2020, from https://unctad.org/system/files/official-document/ier2017_en.pdf
  39. UNCTAD. (2019). Digital economy report. United Nations, Geneva. Retrieved November 19, 2020, from https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf
  40. UNECA. (2017). Blockchain technology in Africa. Retrieved November 19, 2020, from https://www.uneca.org/sites/default/files/images/blockchain_technology_in_africa_draft_report_19-nov-2017-final_edited.pdf
  41. WTO. (2018). World Trade report 2018: The future of world trade - how digital technologies are transforming global commerce. Retrieved November 19, 2020, from https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/world_trade_report18_e.pdf
  42. Yandex. (2019). Razvitie onlajn-torgovli v Rossii. Retrieved November 19, 2020, from https://yandex.ru/company/researches/2019/market-gfk (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».